В Дни празднования 38-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции Ленинград обогатился новым замечательным сооружением - в строй вступила первая очередь метрополитена.
Трасса подземной железной дороги протянулась почти на 11 километров: от городской окраины - Автово до центра - площади Восстания. За шестнадцать минут проходят поезда метро расстояние, на преодоление которого до сих пор в трамвае надо было затратить около часа. С интервалом в две минуты, со скоростью до 65 километров в час проносятся четырехвагонные поезда, вмещающие в среднем до 600 пассажиров.
Трасса первой очереди Ленинградского Метрополитена имени В.И.Ленина
Величественная архитектура Ленинградского метро отразила различные этапы героической борьбы нашего народа за установление Советской власти, за торжество коммунизма.
Тема социалистической революции воплощена в архитектуре стацции <Площадь Восстания>. Бронзовые медальоны запечатлели этапы подготовки и проведения Октябрьского вооруженного восстания: выступление В. И. Ленина с броневика у Финляндского вокзала, штурм Зимнего дворца, провозглашение Советской власти и другие важнейшие события 1917 года. Пилоны-устои, поддерживающие своды зала, облицованы уральским красным мрамором. Плиты красного полированного гранита выстилают пол подземного дворца, созданного по проекту И. И. Фомина, Б. Н. Журавлева и В. В. Ганкевич.
Станция "Площадь Восстания"
Перонный зал станции "Площадь Восстания"
Примечательна глубина залегания станции. Недаром строители называли ее наклонный туннель <Невским проспектом, уходящим под землю>. Безостановочно, со скоростью от 0,5 до 1 метра в секунду движется лента эскалатора, пропуская в час до 10 тысяч пассажиров. Несмотря на большую глубину, здесь, как и на всех остальных станциях метро, воздух чист и свеж. Зимой подогретый, а летом охлажденный, очищенный от пыли, он вентилируется 8-9 раз за один час.
Следующая станция <Владимирская> своим оформлением раскрывает тему роста благосостояния советских людей. Строго и просто решен этот замысел архитекторами Г. И. Александровым, А. В. Жуком и А. И. Прибульским. Гладкие стены, облицованные белым мрамором (из уральского месторождения Коелга), контрастируют с декоративными элементами из позолоченного металла. Высокий эскалаторный зал наземного павильона украшен мозаичным панно <Изобилие>, купол этого зала, ярко освещенный скрытыми лампами, напоминает своими формами парящий в воздухе парашют.
Станция "Владимирская"
Станция <Пушкинская>, расположенная у Витебского вокзала, сооружена по проекту Л. М. Полякова и В. А. Петрова. Подземный зал облицован белым уральским мрамором, из цельного камня сооружены пилястры, пол выложен плитами красноватого украинского гранита, окаймленного мрамором. Двойной ряд высоких бронзовых светильников с хрустальными чашами в глубине зала как бы замыкается изваянием великого поэта А. С. Пушкина на фоне Царскосельского парка.
Станция "Пушкинская"
У памятника А.С.Пушкину на станции метро, носящей имя великого русского поэта
Перонный зал
станции "Пушкинская"
Развитию русской и советской науки посвящено оформление станции >Технологический институт> (архитекторы А. М. Соколов и А. К. Андреев). Здесь, в облицованном белым уральским мрамором подземном зале, особенно много простора и света. Два параллельных ряда мраморных арок переходят в центре в небольшое овальное помещение. 24 бронзовых медальона с портретными барельефами великих деятелей отечественной науки - М. В. Ломоносова, Н. М. Пржевальского, А. С. Попова, К. А. Тимирязева, И. В. Павлова, И. В. Мичурина и других крупнейших ученых - украшают мраморные опоры арок.
Перонный зал станции "Технологический институт"
В будущем на станции <Технологический институт> будут производиться пересадки на другие станции метрополитена.
Оформление станции "Балтийская" (архитекторы А. И. Кубасов, М. К. Бенуа и Ф. Ф. Олейник) раскрывает тему мощи и славы нашей страны как великой морской державы. Фасад вестибюля украшен барельефными портретами выдающихся русских флотоводцев Ф. Ф. Ушакова, М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова и С. О. Макарова. Ярким светом 1200 электроламп залит подземный зал станции. Свод его поддерживают два ряда колонн, облицованных серо-голубым мрамором из Нижнешилинского месторождения на Урале.
Станция "Балтийская"
Станция <Нарвская> расположена под площадью Стачек. В дореволюционное время здесь кончалась городская черта и начиналась рабочая окраина - Нарвская застава. Архитекторы А. В. Васильев, Д. С. Гольдгор и С. Б. Сперанский нашли правильное сочетание архитектуры павильона с общим обликом площади Стачек. Героическое революционное прошлое и славные трудовые подвиги Нарвской заставы (ныне Кировского района) определили собой облик станции, оформление которой посвящено мирному труду советских людей - строителей коммунизма. Высокие арки входов в вестибюль декорированы орнаментом из знамён, щитов, ветвей дуба и лавра (символ силы и славы).
Станция "Нарвская"
Перонный зал станции "Нарвская"
Главное украшение эскалаторного зала - огромная композиция, скульптурное панно из 39 фигур, изображающих рабочих, колхозников, деятелей науки и техники, студентов, пионеров... В центре панно - изваяние В. И. Ленина, произносящего с броневика свою историческую речь с призывом к социалистической революции. Золотые буквы на знамени возглашают: <Слава Труду!>.
Белым уральским мрамором облицован подземный зал. Пилоны, поддерживающие своды, украшены скульптурными группами. Оригинально задумано освещение - по потолку как бы льются волны света, исходящие из лепных факелов на фризах, хрустальные дуги в перспективе сливаются в сплошной сверкающий свод.
Архитектура станции <Кировский завод> (автор проекта А. К. Андреев) отражает идею индустриализации страны. Серебристым светло-серым кавказским мрамором отделаны стены подземного дворца, и над колоннами, несущими свод, укреплены серебристые горельефы с эмблемами тяжелой индустрии - незыблемой основы советской экономики.
Станция "Кировский завод"
Последний пункт первой очереди метрополитена - станция <Автово> (архитекторы Е. А. Левинсон и А. А. Грушке). Она расположена там, где в дни Великой Отечественной войны проходил передний край обороны Ленинграда. Высоко под куполом вестибюля станций сияет надпись: <Слава в веках доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой!>. В подземном зале особого внимания заслуживают колонны, облицованные прессованным художественным стеклом, изготовленным Константиновским заводом в Донбассе. Этот материал, впервые примененный для отделки, не уступает по прочности мрамору. Золотистая полоска из анодированного алюминия спиралью обвивает колонны, придерживая стеклянные плитки с изображением пятиконечных звезд, знамён, лавровых венков.
Станция "Автово"
Перонный зал станции "Автово"
Немало трудностей пришлось преодолеть славным строителям метрополитена. Известно, что Ленинград построен не только на дельтовых образованиях Невы, но и на бывшем дне древнего моря, что сильно затрудняло проходку шахт и наклонных тоннелей. Поэтому на стройке очень широко применялось замораживание подвижных грунтов. Пришлось учесть угрозу наводнений и поставить станции на незатопляемых площадках, приподнятых настолько, что воды Невы, как бы ни свирепствовал ветер с Финского залива, не смогут сюда прорваться.
Большая исследовательская работа сопровождала сооружение метро - строители пробурили 350 скважин, взяли 5 тысяч проб грунта. Неустанная борьба за технический прогресс дала прекрасные результаты. Коллектив Метростроя, при помощи ученых и работников ряда предприятий, создал уникальный горнопроходческий механизированный щит. При работе щитами старой конструкции приходилось сначала отбивать грунт отбойными молотками, а после этой тяжелой физической работы передвигать щит и вслед за ним начинать монтаж тюбинговых колец. Щит новой конструкции сам режет породу, сам погружает ее на вагонетку. Применение таких щитов позволило превысить прежнюю скорость проходки в 3-4 раза и довести ее до 12-14 метров в сутки.
Строители широко использовали богатый опыт отечественного метростроения. Вся страна помогала строить метро в Ленинграде. Триста заводов Советского Союза (в том числе 60 ленинградских) выполняли для него заказы. Из 14 месторождений страны поступал сюда мрамор.
На строительстве выросло немало передовиков, с энтузиазмом решавших сложные производственные задачи. Один из таких смелых новаторов - И. М. Пастухов, возглавивший бригаду проходчиков на строительстве станция <Площадь Восстания>, - применил новые методы, которые ускорили и почти на миллион рублей удешевили сооружение станции.
Коммунисты и комсомольцы были в первых рядах работников Метростроя. 22 первичные партийные организации и более 40 партийных групп сплачивали коллектив строителей, вели его на преодоление трудностей. Большую роль сыграла и рационализаторская мысль. За период строительства было внедрено около двух тысяч предложений, давших почти 8 миллионов рублей экономии. В числе усовершенствований, примененных здесь, надо назвать новое решение прокладки путей и перегонных туннелях. На каждом межстанционном участке поезда сначала совершают небольшой спуск, набирая разгон. Во второй половине перегона спуск сменяется подъемом, преодолеть который помогает сила инерции. В результате создается большая экономия электроэнергии.
Прокладка подземных трасс была проведена превосходно. Маркшейдеры - <подземные штурманы> - с такой точностью рассчитали направление горизонтальных проходок, что отклонения осевой линии сходящихся туннелей были допущены только в 16 миллиметров при норме в 3 сантиметра.
О колоссальном размахе работ, осуществленных славным коллективом Ленметростроя, свидетельствует несколько цифр: на трассе первой очереди строители вынули 1346 тысяч кубометров грунта, уложили 200 тысяч тонн тюбингов, 365 тысяч кубометров бетона и железобетона, сотни километров кабеля. При отделке станций и вестибюлей облицовано гранитом около 10 тысяч квадратных метров пола, стен, пилонов. Общая площадь мраморной облицовки составим около 22 тысяч квадратных метров.
С пуском метро ленинградцы получили удобный и дешевый вид городского транспорта. Ныне ведутся работы по продлению трассы. Пройдя под водами Невы, она соединит Московский и Финляндский вокзалы, и, таким образом, все пять железнодорожных вокзалов Ленинграда будут связаны подземной железной дорогой.
Осенью 1956 года Исполком Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся одобрил схему новых линий Ленинградского метрополитена имени В. И. Ленина для их проектирования и строительства в 1956-1965 годах. В недалеком будущем закончится строительство участка <Площадь Восстания - Финляндский вокзал> (с промежуточной станцией <Чернышевская>) протяжением 3,4 километра. Архитектурное оформление станции <Чернышевская> посвящается теме: <Роль и значение русских революционных демократов>. Станция <Финляндский вокзал> в своем архитектурном решении и скульптурном убранстве запечатлеет приезд В. И. Ленина в Петроград в апреле 1917 года и его историческое выступление на привокзальной площади. Будет сооружен первый участок второй очереди - от района Технологического института до района завода <Электросила> имени С. М. Кирова длиной 6,3 километра. Здесь намечено соорудить станции: <Обводный канал>, <Московские ворота>, <Московский райсовет>, <Парк Победы>. Другая линия (протяженностью в 2,8 километра) пройдет от станции <Финляндский вокзал> до станции <Площадь Льва Толстого> с последующим продолжением в перспективе до стадиона имени С. М. Кирова.
Со временем начнется строительство Невско-Василеостровской линии (протяженностью 8,5 километра) со станциями: <Красная площадь> - <Площадь Восстания> - <Литейный проспект> - <Невский проспект> (в районе Казанского собора) - <Мариинская площадь> - >Театральная площадь> - <Большой проспект>.
Высокой правительственной оценки удостоен труд строителей Ленинградского метрополитена. Высшей наградой Родины - орденом Ленина отмечен коллектив метростроевцев, орденами и медалями награждены многие участники стройки.
С радостью восприняли ленинградцы указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Ленинградскому метрополитену имени В. И. Ленина.
Как отметил К. Е. Ворошилов при вручении Ленметрострою ордена Ленина, Ленинградский метрополитен <представляет собой яркое воплощение смелых исканий и вдохновенного комплексного труда рабочих, техников, инженеров, конструкторов, архитекторов, ученых. Он символизирует единый и всё укрепляющийся фронт науки, техники и труда в нашей стране>.
Ленинградский метрополитен имени В. И. Ленина - еще одно яркое свидетельство повседневной заботы Коммунистической партии и Советского правительства о Ленинграде и ленинградцах, о непрерывном улучшении жизни советских людей.
В вагоне поезда подземной железной дороги.