В 1941 году было заложено 34 шахты с номерами 1 - 18, 20, 21, 23, 24, 26 - 34, 36 - 38. Шахты №№ 1 - 34 шли вдоль первоначальной проектной трассы от Автова до Бабурина переулка, а вот последние три, то есть №№ 36 - 38 располагались на некоем ответвлении от района Площади Восстания по восточной стороне от железной дороги Московского направления, доходя до Обводного канала. "Ответвление" предназначалось для планировавшейся до войны подземной связи Московского и Финляндского вокзалов. Перегон между ними должен был бы выполняться в габаритах тоннелей для железной дороги - т.е. не менее 7 метров. Помимо стволов шахт успели вырыть котлован под оголовок наклонного хода ст. Кировский завод (объемом 1139 кубических метров).
После войны для строительства по уже измененному проекту использовались шахты №№ 4, 5, 6, 8, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 26 и 27. При этом старые горизонтальные выработки забутовали, а стволы углубили, или, наоборот, уменьшили (шахты №№4 и 5 стали менее глубокими из-за решения строить станцию "Автово" мелким заложением). Из тех шахт, что использовать не планировалось, откачали воду, горизонтальные выработки забутили кладкой, стволы засыпали песком, а бетонную обделку разобрали на 2,5 метра от уровня земли. Так что где-то в глубинах под городом до сих пор покоится оставшаяся обделка.
14-ю шахту (на улице Шкапина) поначалу планировали использовать для строительства после войны, даже сделали проект подходных штолен к новой трассе линии, но затем от неё отказались и ствол засыпали (позже, чем остальные довоенные). Вместо неё появилась шахта 15-бис на правом берегу Обводного канала.
Новым послевоенным шахтам дали индекс "бис", так появились 15-бис, 19-бис, 22-бис, 23-бис. Ну а в Автове появились два вентузла с индексами "А" и "Б", которые по сути шахтами не являются, так как строились котлованом вместе со станцией и съездами. Впоследствии, после окончания строительства первой очереди, стволы №№ 6, 12, 14 и 15-бис были забутованы вместе с подходными выработками, а остальные превратились в вентшахты.
Расположение шахты - южный берег реки Красненькой, перед кладбищем
Назначение и описание
Назначение и описание
Назначение и описание
Назначение и описание
Ствол, через который могли бы строить оборотный тупик «Нарвской» и камеры съездов. Руддвор шахты располагалался бы прямо за тупиковой призмой "Нарвской". Сей факт и породил в своё время в около-метрошной среде легенды о негражданском продолжении тупика (по аналогии с Москвой). Да, продолжение действительно могло бы быть, но после войны шахтный ствол не стали восстанавливать, а забутовали. Поэтому тупик так и остался тупиком.
Назначение и описание
Назначение и описание
Назначение и описание
Назначение и описание
Назначение и описание
Назначение и описание
Назначение и описание
Назначение и описание
Назначение и описание
Назначение и описание
Назначение и описание
Шахта располагалась во дворе дома №1 по Дегтярной улице, ствол был пройден на глубину 36 метров
Ствол был пройден на глубину 27,5 метров
Шахта располагалась где-то в районе пересечения Кременчугской и нынешней Атаманской (на тот момент ул. Красных Электриков), ствол успели пройти до войны на глубину 18 метров.
Второй ствол станции «Кировский завод» для раскрытия дополнительного фронта работ. Ликвидирована после открытия станции.
Наверное, одна из наиболее интересных шахт, не дожившая до наших дней - это 12-я. Основное её предназначение - это второй рабочий ствол станции «Нарвская» для раскрытия дополнительного фронта работ. В 1941 году на шахте успели полностью пройти ствол и около ста метров подходных выработок. С началом войны все выработки затопили, а в 1947 году шахту было решено использовать снова. Ствол углубили на ещё 3,5 метра, подходные выработки забутили, но часть бетонных конструкций руддвора осталась. Временная штольня от 12-й шахты выходила в демонтажные камеры "Нарвской", а подходной тоннель от 11-й (ставший впоследствии НВУ) - в монтажные. После сдачи первой очереди Кировско-Выборгской линии подходные выработки были забутованы, но ствол ещё использовался при реконструкции дополнительных сооружений и был засыпан кембрийской глиной только в середине 60-х годов. Бетонную обделку разобрали только до отметки -2 метра от уровня земли (впрочем, как и на всех остальных ликвидированных стволах).
Дополнительный ствол станции "Балтийская", располагавшийся с юга, после возобновления работ после войны восстановлен так и не был.
Дополнительный ствол станции "Балтийская", располагавшийся с севера на противоположном берегу Обводного канала. После открытия станции шахта была ликвидирована.
Дополнительные выработки возле станции "Технологический институт"
Дополнительные выработки возле станции "Владимирская"
Строительная шахта станции метро "Чернышевская", имевшая два подходных тоннеля к обеим частям станции. После строительства все выработки были забутованы, а станция стала вентилироваться через шахту наклонного хода, ВВУ которой встроен в здание вестибюля. Шахта 202 располагалась в районе нынешнего детского сада № 123 (улицы Радищева и Рылеева).
Строительная шахта станции метро "Площадь Ленина". Строительная площадка располагалась слева от здания вокзала, возле нынешнего выхода к скоростному поезду "Аллегро". После строительства все выработки были забутованы, а станция стала вентилироваться через шахту наклонного хода, ВВУ которой встроен в здание вокзала. Решётки данной шахты видны с пригородных платформ электричек.
Назначение и описание
Назначение и описание
Назначение и описание
Назначение и описание
Назначение и описание
Назначение и описание
Данная шахта позволила бы строить и впоследствии вентилировать станцию "Адмиралтейская". Однако из-за плотной городской застройки строительство станции велось через другие шахты. После открытия движения к "Спортивной" в 1997 году, часть работ велась через шахты 614 и 520, располагавшиеся на значительном удалении (несколько километров от "Адмиралтейской"). После открытия станции и вестибюля вентиляция, как и на станции "Обводный канал", стала вестись через шахту наклонного хода, выведенную в вестибюль в Кирпичном переулке.
По первоначальному проекту станция "Обводный канал" была запланирована как дальнейшее развитие идеи двухъярусного односводчатого пересадочного узла, впервые применённого на станции "Спортивная". Для строительства таких объёмов, как и на "Спортивной", требовалось два шахтных комплекса - для строительства выработок для строящейся и перспективной линии. В таком случае строительство велось бы с площадок шахты 616 (ныне 852) и 616-бис, территория которой располагалась к югу от клуба "Метро" (пересечение Прилукской улицы и Лиговского проспекта). После отказа от строительства двухэтажной односводчатой станции (к середине "нулевых") площадка шахты 616-бис стала ненужной, долго стояла в качестве склада стройматериалов, затем и вовсе была ликвидирована. Станция "Обводный канал" к 2008 году была построена пилонной.
Дополнительные выработки возле станции "Бухарестская"
Шахта предназначалась для демонтажа проходческого щита "Виктория" после проходки тоннеля по 2 пути перегона "Площадь Мужества" - "Лесная". После демонтажа проходческого щита шахта, выводившая прямо в свод перегонного тоннеля, была ликвидирована за ненадобностью.
Строительный ствол станции "Невский проспект". При начале строительства Невско-Василеостровской (третьей) линии ствол был частично забутован, выработки отсечены от "нижнего этажа", а с шахты производилось строительство станции "Гостиный двор", выработки к которой сохранились и по сей день.
Шахта располагалась на Площади Мира (нынешней Сенной площади) в районе пересечения с современной улицей Ефимова. Через станцию осуществлялось строительство станции "Спасская", строившейся одновременно с "Садовой", но находившейся в меньшей степени готовности. Перед празднованием 300-летия города, Сенная площадь была приведена в порядок, убраны ларьки и территории Метростроя. Строительство станции "Спасская" было возможно продолжить только через ствол № 519-бис, располагавшийся на значительном отдалении. Ствол 520-бис был частично ликвидирован, но часть подземных выработок, в том числе, перепадный "слепой" ствол были сохранены для дополнительных сооружений метрополитена. Вход в слепой ствол можно осуществить через коридор выхода в город на "Спасской".
Строительный ствол станции "Достоевская". После окончания строительства вентузел был встроен в вестибюль станции.
Редакция сайта выражает огромную благодарность Ignat'у, без которого невозможно было бы представить систематизацию огромного количества архивной информации