На сегодняшний день петербургский метрополитен состоит из пяти линий, строится первый участок новой, шестой линии. Первая линия, Кировско-Выборгская, в виде семи станций (от "Автово" до "Площади Восстания", за исключением станции "Пушкинская") была торжественно открыта 15 ноября 1955 года. В период 60-х - 80-х годов открылись Московско-Петроградская (2), Невско-Василеостровская (3) и Правобережная (4) линии. Линии 4 и 5 с 1991 года и до марта 2009 были "временно" объединены и функционировали как одна — линия 4.
Объединение линий 4 и 5 на станции «Садовая» произошло вследствие отсутствия финансирования на рубеже 80-х и 90-х годов XX века. В начале 90-х годов строительство «вторых половинок» этих линий было и полностью заморожено более чем на 10 лет. Сыграло свою роль и то, что приоритет сдачи Приморского радиуса (Спортивная-Комендантский проспект) в 90-х годах был выше, чем строительство метро в Купчине и в Коломне, поэтому для немедленного открытия метро в выросших районах южная часть Правобережной линии была временно соединена с северной частью будущей Фрунзенско-Приморской. Поезда со станции «Достоевская» прибывали не к «Спасской», как было запланировано изначально, а к «Садовой», для чего была построена двухпутная «временная» соединительная ветка. В 2004 году после долгого перерыва работы по строительству станции «Спасская» и Фрунзенскому радиусу были продолжены.
Линия 5 была открыта в челночном режиме 20 декабря 2008 года - заработали две новые станции «Звенигородская» (на тот момент - без вестибюля) и «Волковская», между которыми туда-сюда курсировали два состава. При этом разделение линий было возможно только с пуском станции "Спасская", которая приняла бы пассажиров 4, «Правобережной» линии. Её введение в строй многократно откладывалось из-за конструктивных недостатков эскалаторов фирмы «Универсалмаш». Три месяца поезда Фрунзенско-Приморской линии курсировали исключительно между «Звенигородской» и «Волковской» челноками по обоим путям, ожидая отладки бракованных эскалаторов на «Спасской». С 5:35 утра 7 марта 2009 года линии были окончательно разделены. С отрезка «Комендантский Проспект — Садовая» поезда теперь переходят на "новый" перегон к станции «Звенигородская», а с 2018 года - в промзону Шушары. Поезда же с «Достоевской» пошли на новую «Спасскую», а сейчас строится продолжение - мимо Театральной площади на намывные территории Васильевского острова и далее в Юнтолово. Получившаяся служебная ветка используется для перегонки мотовозов. Ниже приведены схемы движения до 6 марта 2009 года и в наши дни. Линия 6 в виде "челночного" отрезка от станции "Юго-Западная" до станции "Путиловская", в настоящее время строится. Открытие отрезка линии ожидается в 2025 году.
А Б> В Г Д Е З К |
Л М Н Новочеркасская (Красногвардейская) О П |
Р С Т У Ф Ч Ш Э Ю |