Автор: Михаил (mike812@newmail.ru). Соавторство: djtonik (djtonik@bk.ru). Внимание! Редакция сайта может не разделять мнение автора. Если вам есть, о чём сказать, просьба оставлять сообщения в форуме или писать по электронной почте.
Ни для кого не секрет, что в последнее время облик станций питерского метро сильно меняется. Целью данной работы стала попытка систематизировать наиболее значимые изменения, произошедшие за последние 10-15 лет на станциях питерского метрополитена. В материале, изложенном ниже, не будет рассматриваться вопрос обрастания станций метро уродующими их рекламными щитами, торговыми палатками и другими коммерческими "издержками". Здесь в первую очередь будут отображены результаты изменения архитектурного облика станций, переходов и наземных вестибюлей, как в лучшую сторону, так, увы, и в худшую. Ради интереса внесены сведения, касающиеся отклонений в оформлении станций от проектных решений. Итак, поехали:
"Проспект Ветеранов", 2003 год - сняты плафоны со светильников, и теперь на всеобщее обозрение выставлены люминесцентные лампы. Единственное преимущество - станция стала светлее.
"Автово" - этой станции так и не суждено было стать одной из самых красивых станций Советского Союза. По проекту, все колонны должны были быть выполнены из стекла и подсвечиваться изнутри, что в совокупности с оригинальными светильниками должно было придать подземному дворцу неповторимый вид. Однако, в целях экономии, на завершающем этапе отделки станции во времена "хрущёвской оттепели" оставшуюся часть колонн одели в банальный белый мрамор. Существует ещё легенда, что таким образом изменить вид станции приказало высшее советское руководство после посещения стройки, мотивировав решение тем, что такая роскошь позволительна только для метрополитена столицы.
"Кировский завод" - с 2002 года началась "реставрация" станции, входящей в восьмерку станций, являющихся памятниками архитектуры. Как и на "Пр. Ветеранов", здесь исчезли оригинальные плафоны, и головы людей теперь освещают голые лампы. В дальнейшем "реставрация" станции была продолжена и вылилась в замену оригинального облицовочного камня колонн центрального зала на более "долговечный", по заверениям руководства метрополитена, серый мрамор "газган". Хотя оба камня и похожи по цвету и внешнему виду друг на друга, все же последний смотрится намного более бедно по сравнению с оригиналом. Есть надежда, что не все колонны будут переоблицованы, и наши потомки смогут увидеть их в первозданном виде.
"Нарвская" - в середине 90-х со станции исчезла часть декоративных скамеек, выполненных из мрамора и дерева. Еще ранее - после ХХ съезда партии было закрыто ложной стеной мозаичное панно "Сталин на трибуне" работы А. Герасимова, расположенное в торце центрального зала станции. Из архитектурного проекта были удалены памятные доски, барельефы вождя народов и медальоны, которые должны были висеть на пилонах станции.
"Балтийская" - барельеф Сталина в окружении моряков-балтийцев, а также скульптура вождя народов так и не были установлены.
"Технологический институт-1" - из центра станционного зала были убраны два барельефа с изображением Сталина и Энгельса, зато остались два других - Маркса и Ленина.
"Технологический институт-2" - в конце 90-ых демонтирована легендарная схема метро в торце перехода на соседнюю станцию. У этой схемы не одно поколение горожан назначало друг другу встречи.
"Пушкинская " - в целях экономии, при отделке путевых стен, вместо камня использовали самую обычную белую керамическую плитку, которую обычно использовали для отделки больниц и бань.
"Владимирская" - в середине 90-х со станции исчезли все декоративные скамейки, сделанные из мрамора и дерева.
"Площадь Восстания" - в наземном вестибюле станции так и не были установлены скульптуры Ленина со Сталиным, символизирующие их содружество, а также так и не появилось панно с изображением вождей в Смольном. Тем не менее, "Площадь Восстания" - одна из немногих станций нашего метро, которой по настоящему повезло - в конце 80-х годов асфальтовые полы на перроне заменили гранитной плиткой. Очень жаль, что такое хорошее начинание так и не было продолжено на других станциях метро, и тысячи пассажиров продолжают ежедневно вдыхать асфальтовую пыль. Не так давно был реконструирован наземный вестибюль станции у Московского вокзала - теперь он светлый и современный - перед гостями города уже не стыдно.
"Чернышевская" и "Пл. Ленина" - обе станции открыты в 1958 году и являются представительницами переходной архитектуры между помпезным сталинским ампиром и хрущёвским минимализмом. В обеих станциях ещё используется при отделке в больших количествах природный камень, но на путевых стенах уже закрепилась белая керамическая плитка. Полностью исчезли подвесные люстры - их место заняли светильники попроще, спрятанные под сводами станций. Позолоченные барельефы также остались в прошлом. Кто знает, возможно, всё это и было в первоначальных проектах - об этом сейчас можно только догадываться.
"Фрунзенская" и "Московские Ворота" - сомнительно, чтобы эти станции обладали такими убогими "светильниками" в виде прикрепленных неряшливо к сводам люминесцентных ламп ещё на стадии проектирования. Слишком неэстетично это смотрится. Если кто-нибудь обладает какими-либо данными по этим станциям, убедительная просьба сообщить нам.
"Купчино" - в середине 90-х годов были уничтожены 2 выхода на Витебский проспект из подземного перехода. Выходы были прикрыты щитами, а в переходе появилась перегородка. В настоящее время в связи с подключением Витебского проспекта к КАД и его расширением, ведутся работы по удлинению северного пешеходного туннеля через Витебский проспект.
"Сенная площадь" - в 1991 году была реконструирована и обрела более художественный вид. Однако так и не были установлены барельефы на пилонах центрального зала станции. Их место буквально через полтора года заняли безвкусные рекламные щиты.
"Невский проспект" - очередная жертва реконструкции. В ходе реконструкции туннеля и наклонного хода на ул. Михайловскую станция лишилась 3 эскалаторов и барельефной композиции в торце перехода. Теперь пассажиры вынуждены преодолевать 41 ступеньку, чтобы добраться до основного марша эскалаторов. С другой стороны, переход приобрёл современное освещение и отделку, а свод наклонного хода выполнен из светоотражающего металлопластика, что придало сооружению более европейский вид. Сама станция в 2003 году стала освещаться яркими жёлто-оранжевыми натриевыми лампами, что с одной стороны сделало её более светлой, а с другой совершенно исказило цветовое оформление станции.
"Горьковская" - уже давно не используются встроенные над пилонами светильники.
"Пионерская" - в середине 90-х под предлогом износа на станции сменили напольное покрытие. Если раньше оно было выполнено из светлой породы камней, то теперь пол стал серым, а вместе с ним и станция уже не выглядит торжественной. В 2001 году началась деформация торца станции, где расположен выход в город. По всему торцу пошли огромные трещины, которые увеличивались каждый день, сильно деформировались стены пешеходного перехода к эскалаторам, а боковые двери в служебные помещения стали больше напоминать по форме ромб, чем прямоугольник. Затем стала деформироваться ферма, несущая свод пешеходного тоннеля. Сотни тысяч пассажиров ежедневно старались побыстрее проскочить мимо опасного участка. Скорее всего, деформация конструкций была связана со стремительным возведением в зоне станции метро 24-х этажного жилого комплекса. Строительство дома было приостановлено на полгода, а ремонтные службы метрополитена за 2 месяца ликвидировали последствия просадки грунта. Деформированная стена была разобрана и прикрыта белыми щитами, ромбообразная дверь выправлена, кирпичная кладка местами переложена.
"Удельная" - в 2000 году на станции сменили лампы освещения с галогенных на натриевые. Теперь станция смотрится совсем неестественно - не видно зелёного цвета путевых стен, не различить цвет пола и т.д.
"Пр. Просвещения" - самое нелепое надругательство над станцией. Станция, одна из немногих современных, имела настенные светильники оригинальной формы, выходящие на посадочные платформы. Теперь вместо них установлены безвкусные "шарики". Также были заменены светильники в переходе к эскалаторам и в наземном вестибюле. Совершенно непонятно, зачем ЭТО было сделано. Вариантов объяснения может быть несколько: вероятно, плафоны светильников были выполнены из некачественного материала, который за несколько лет эксплуатации мог прийти в негодность, может быть, рабочим было просто неудобно менять перегоревшие лампы в тех плафонах, а может быть материал плафонов пропускал мало света и приходилось использовать лампы большей мощности. Не исключено, что старые светильники теперь могут украшать чей-то особняк.
"Новочеркасская" - в свое время станция, безусловно, имела оригинальное архитектурное решение, от которого уже ничего не осталось. Изюминкой оформления были гигантских размеров знамёна, сделанные из металла и подвешенные к таким же гигантским люстрам. Знамёна отвечали идеологии станции, имевшей тогда название "Красногвардейская". Надо сказать, это было внушительное зрелище. Лучи голубовато-зеленоватого света пробивались сквозь знамёна, отбрасывая череду разнообразных теней по всему залу станции. В 1993 году знамёна сняли. Возможно, из-за опасений за прочность крепления, возможно, они сильно затемняли зал станции, а может быть, они просто были проданы как металлолом. Сделано это было без всякого информирования общественности. Завершилось уродование станции заменой ламп на натриевые, которые сделали станцию неузнаваемой - пол и путевые стены, выполненные из красно-коричневого гранита, слились в одну кашу.
"Пл. Александра Невского - 1" - в 2000 году были заменены плафоны на светильниках. Если раньше плафоны были ребристыми и темно-желтыми, то теперь стали плоскими и светлыми.
"Пл. Александра Невского - 2" - в торце зала предполагали установить скульптуру Александра Невского.
"Лиговский проспект" - башню наземного вестибюля станции сделали на несколько метров выше, чем планировали архитекторы. Теперь дом слегка дисгармонирует с окружающей застройкой. В торце самой станции сняли часть белого мрамора и образовавшиеся "дыры" замазали белой грунтовкой. Витраж станции перестали подсвечивать, а светильники работают только вполсилы, из-за чего в зале станции теперь не так светло, как раньше.
"Достоевская" - Автор станции долго сокрушался, что строители так и не отполировали колонны. На самом деле, в существующем виде станция более соответствует Петербургу Достоевского. Переход на станцию "Владимирская" также претерпел изменения по сравнению с проектом. Первоначально переход должен был состоять из двух проходов, разделенных между собой стеной, но сейчас он со стороны ст ."Достоевская" разбит на 3 прохода. Здесь причиной несоответствия стала одна из самых серьёзных аварий в истории строительства питерской подземки - в 1989 году при строительстве пешеходного туннеля произошло обрушение десятков кубометров пород. В тот день поезда на соседней, Кировско-Выборгской линии, проезжали ст ."Владимирская" без остановок с минимальной скоростью. Но это уже совсем другая история. Еще едва заметное изменение произошло в облике станции в середине 90-х годов - пешеходный туннель выхода в город лишился одного из трех проходов, теперь здесь служебное помещение станции, умело зарисованное под отделку стен туннеля.
"Садовая" - очередная многострадальная станция. По финансовым трудностям во время строительства не смогли облицевать путевые стены серым гранитом, нашёлся только красный гранит, а имеющегося серого хватило только на узкую полоску вдоль всей стены. В середине 90-х станцию лишили плафонов, и теперь бывшая нарядная станция смотрится совсем уныло. Пешеходный переход под Сенной площадью спустя пять лет после открытия оброс большими магазинами, что существенно затруднило передвижение людей. Единственным положительным действием по отношению к станции стало внесение дополнительных светильников в эскалаторный зал, который до этого был совершенно темным.
"Спортивная" - мы, наверное, так и не увидим трех скульптур, которые должны были венчать 3 светильника, стоящие посередине станции. Одной из скульптур должна была стать древнегреческая богиня Ника - богиня победы. 2-3 года назад пытались найти меценатов, которые бы профинансировали бы установку скульптур, но увы: В южном вестибюле нижнего яруса станции так и не были установлены светильники. Они должны были располагаться в 3 нишах под сводами зала.
"Чкаловская" - уже не работают точечные светильники, подсвечивавшие импровизированные самолеты-светильники.
"Крестовский остров" - до 2003 года на станции не было мозаичных композиций над скамейками в проёмах между колоннами. Вместо них были сквозные круглые отверстия. В 2002 году авиакомпания "Пулково" проспонсировала установку зеркал в торце станции, о чём свидетельствует появившаяся памятная доска на стене станции.
"Гостиный двор" - в 2002 году зачем-то была заменена облицовка части стены с белого на серый камень пешеходного туннеля, ведущего на канал Грибоедова. Ранее были реконструированы эскалаторы на ст. "Невский проспект", дополнительно здесь были сооружены новые металлические ограждения. Пешеходный туннель между станциями лишился невзрачных настенных светильников, вместо них на своде туннеля появилась "змейка" из люминесцентных ламп, а пол из бело-красно-полосатого стал серым и монотонным.
"Маяковская" - в середине 90-ых годов была произведена реконструкция эскалаторов на станцию "пл. Восстания". Теперь эскалаторов стало 4 вместо 3. Светильники пешеходного перехода между станциями лишились простеньких плафонов.
"Елизаровская" - давно не работает второй ряд светильников.
"Пролетарская" - в наземном вестибюле станции ещё в 80-ые годы были сняты практически все плафоны, прикрывавшие люминесцентные лампы.
"Рыбацкое" - после реконструкции в 2001 году станция получила отреставрированный пешеходный переход и потеряла все 3 эскалатора, вместо которых сейчас широкая лестница.
" Петроградская ", " Садовая ", "Ленинский пр." - выходы в город на этих станциях, наконец-то обрели навесы. Особенно удачно получились застеклённые павильоны на " Петроградской ". Будем надеяться, что и дальше подобная тенденция сохранится.
Подведём итог всему вышеизложенному. Большинство из перечисленных станций и переходов претерпели изменения в худшую сторону. Исключением являются "Крестовский остров", "Сенная", "Пл. Восстания". Некоторые станции были просто изуродованы - "Новочеркасская", "пр. Просвещения", "Садовая", "Пионерская". На нескольких появилось совершенно нетипичное архитектурному оформлению освещение, сильнейшим образом исказившее цветовосприятие станций - "Новочеркасская", "Удельная", "Невский проспект". Часть станций лишилась скамеек - "Владимирская", "Нарвская" и др. Большинство перечисленных станций имели те или иные отклонения от архитектурного проекта или недоделы. Что самое тревожное, так это то, что пострадали даже те станции, которые в середине 90-ых годов стали памятниками архитектуры и должны охраняться государством в лице различных комитетов. К памятникам архитектуры были отнесены первые 8 станций петербургской подземки от "Пл. Восстания" до "Автово". Конечно, не все так плохо в подземном царстве, и есть существенные положительные изменения - проводится регулярная замена ламп, грунтование водных разводов на сводах туннелей и т.д. Но очень хотелось бы, чтобы та же смена освещения не проводилась так радикально, как скажем, на "Новочеркасской", чтобы не уничтожались оригинальные плафоны, не исчезали скамейки и элементы оформления, а замена отделочных плит на стенах и полах не нарушала бы облик станций.
Нам очень хотелось бы, чтобы данный материал в дальнейшем пополнялся только положительными фактами. Тем более что мы и дальше планируем обновлять эту статью новыми материалами. Разумеется, на форуме сайта мы готовы обсудить статью и выслушать комментарии, а также будем рады узнать те сведения, которые мы упустили в ходе подготовки этой работы.