![]() |
В августе 2015 года ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» стало победителем в конкурсе на поставку 20 восьмивагонных составов для обновления парка Кировско-Выборгской линии. В качестве поставляемой модели было решено изготовить вагоны новой модификации на базе ранее выпущенных вагонов проекта «Юбилейный» - 81-722.1 - головной моторный, 81-723.1 - промежуточный моторный и 81-724.1 - промежуточный прицепной.
Вагоны модификации .1 унаследовали кузовные решения базовой модели, изменения затронули маску головного вагона - вместо вытянутых стоек светодиодных красных огней появились круглые фонари по аналогии с вагонами проекта «НеВа», поменялась конфигурация белых фар - они также стали круглыми и сгруппированными в единый блок по два светильника. Автоматические раздвижные двери получили остекление большей площади дизайнерской формы - с декоративными углами. В салонах вагонов новой модификации была изменена компоновка сидений в головных вагонов с организацией дополнительных 4 локаций для безопасного размещения пассажиров маломобильных групп - для их удобства вместо 2-х шестиместных диванов у аппаратной перегородки предусмотрена группа из 8 складных сидений и 4-х вертикальных стоек с мягкой обшивкой. Одной их технических особенностей новой модификации является применение электропривода фирмы IFE для створок автоматических дверей вместо пневматических цилиндров, используемых ранее на 81-722/723/724. Одной из причин перехода на электропривод является ожидаемая экономия средств в связи с существенно меньшей необходимостью в техническом обслуживании, а также для реализации системы противозажатия пассажиров
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Наиболее заметное отличие модификации .1 заключается в оригинальной цветовой схеме окрашивания - впервые в Петербурге подвижной состав окрашивается в яркий малиново-красный оттенок с серыми вставками и белыми полосами.
В рамках Международного инновационного форума пассажирского транспорта «SmartTransport», проходившего 25-28 мая 2016 года в ЭкспоФоруме в Санкт-Петербурге, ЗАО «Трансмашхолдинг» представило публике первый головной вагон модели 81-722.1. В связи со сжатыми сроками на подготовку мероприятия было принято решение не осуществлять монтаж подвагонного оборудования, автосцепных устройств, а в качестве тележек были использованы безмоторные узлы от вагонов модели 81-740/741 «Русич».
Первый состав из вагонов модели 81-722.1/723.1/724.1 поступил в ТЧ-1 «Автово» в августе 2016 года. В течение последующих 3 месяцев были осуществлены обкатки (по парковым путям, в ночные окна, затем во внепиковое время по линии без пассажиров), тягово-энергетические, тормозные, шумометрические испытания, а также оценка влияния оборудования состава на существующие электронные напольные устройства сигнализации, связи, безопасности и пр.
Первая выдача на линию под пассажиров состоялась в 7:35 15 ноября 2016 года. В этот же день был зафиксирован первый случай сбоя датчика контроля двери в одном из проемов вследствие воздействия пассажиров в пиковое время. Повторный случай с отказом дверного механизма произошел со вторым составом (22025-22026)) в утренний час пик 22 ноября 2016 года - причиной сбоя послужила застрявшая куртка одного из пассажиров.
В начале 2018 года в ТЧ-1 «Автово» поступили первый состав модели 81-722.1/723.1/724.1 из второй партии, заказанной в 2016 году (5 восьмивагонных состава). В отличие от ранее поставленных вагонов данной модели в 2016-2017 гг. вагоны второго контракта исполнены по образцу модификации .3 - боковые окна с двумя раздельными форточками, центральные вертикальные поручни на площадках междверного пространства, иная конструкция крепления щековин у сидений и др.
22023-22062, 22117-22126
23023-23102, 23157-23176
24023-24062, 24117-24126
2016-2020