Вагоны модели 81-540.1/541.1 являются уникальными в своем роде. Те вагоны, которые сейчас можно наблюдать на Московско-Петроградской линии являются результатом переделки в 1997 году опытных вагонов модели 81-550/551/552. В 1997 году с АО "Вагонмаш" вагоны поступили в ТЧ-4 "Северное". В 2000-м году вагоны были переданы в ТЧ-3 "Московское", после чего вагоны начали эксплуатироваться с пассажирами на Московско-Петроградской линии.
Вагоны модели 81-540.1/541.1 имеют нестандартный, по сравнению с базовой моделью 81-717.5/714.5 кузов. Крыша выполнена покатой, без черпаков притяжно-вытяжной вентиляции, вместо нее используется система принудительного вентилирования салона (7 вент.агрегатов, встроенных в потолок салона, воздухозабор происходит через решетки на местах примыкания боковин к крыше). Торцевины вагонов примыкают к боковинам под прямым углом, без закругления. В первое время головные вагоны ездили с фартуками, оставшимися от "прошлой" жизни, будучи вагонами модели 81-550, но по загадочному стечению обстоятельств они были демонтированы впоследствии. Первоначально вагоны имели яркий салатовый окрас, но приблизительно в 2004 году вагоны были перекрашены в стандартный серо-синий окрас. Из-за нестандартного кузова имеет отличия и пассажирский салон. Ввиду отсутствия черпачной системы принудительной вентиляции потолок вагонов выполнен плоским. Освещение салона осуществлялось за счет двух рядов короткоплафонных светильников, расположенных над сидениями (Один ряд по правому борту и второй - по левому). Уникальными получились у вагонов и внутрисалонные поручни (см. фотогалерею).
В 2006 году в качестве эксперимента в каждый вагон было установлено по 6 камер видеонаблюдения и бегущие информационные строки, спустя небольшое время камеры были демонтированы. В 2009-м году все вагоны прошли модернизацию, в ходе которой подвижной состав модели 81-540.1/541.1 приобрел способность сцепляться со стандартными вагонами мод. 81-717/714, так как ранее существовала проблема отсутствия вагонов резервного подмена при поломке хотя бы одного вагона уникального состава (что приводила к неработоспособности состава на все время ремонтных работ). Также стоит отметить, что в течение 2009-2010 гг вагоны состава были оборудованы световыми полосами со светодиодными лампами.
10221-10222
11400-11403
Московско-Петроградская линия
1997