![]() |
Пионером в области создания именных составов, посвященных той или иной тематике, является Московский метрополитен. В разные годы на линии столичной подземки выходили составы военно-исторической направленности («Курская дуга», «Народный ополченец»), посвященные различным годовщинам метрополитена (к 70-летию метрополитена), пионерской и комсомольской политнаправленности, ретросостав к 75-летию метрополитена (вагоны спецмодификации 81-717.5А/714.5А, стилизованные под вагоны типа А), состав «Красная стрела» и даже картинная галерея на базе вагона Русич (Проект «Акварель»), Начиная с 2015 года московское метро увлеклось темой брендированных поездов, представляющих собой линейный состав, оклеенный внутри и/или снаружи самоклеящейся пленкой с дизайнерским оформлением на совершенно различные массмедийные темы: «80 лет студии Союзмультфильм», «Защита амурских тигров», «Великие полководцы» и пр.
Создание тематических составов в петербургском метрополитене долгое время серьезно не рассматривалось. В 1984 году был представлен «Пионерский» состав на базе вагонов мод.81-717/714, построенных за счет средств, полученных от сдачи пионерскими организациями Ленинграда лома цветных и черных металлов. Особенностью поезда являлось наличие 3-х подстекольных фар белого света на головных вагонах, расположенных над лобовым стеклом, а также информационная табличка в салонах вагонов.
В 2005 году был подготовлен ретро-состав из восьми вагонов типа Е и Ем №№ 3935-3433-3733-3756-3430-3425-3735-3936. Головные вагоны были взяты во временное пользование из ТЧ-5 «Невское», так как были одними из единственных сохранившихся вагонов с линкрустовой облицовкой салона. Особенностью ретросостава 2005 года было окрашивание кузова в двухцветной гамме (салатовый верх, светло-синий низ и декоративный пояс с капельником в темно-синем тоне). Интерьер вагонов не содержал рекламы, в стандартных блоках-карманах была размещена информация на тему истории Ленинградского-Петербургского метрополитена метрополитена. Ретро-состав проработал в подобном исполнении всего 1 месяц, с ноября по декабрь, и затем был перекрашен обратно в стандартный однотонный серо-синий окрас с белыми полосами.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Первый постоянно действующий ретро-состав был представлен в канун следующего, 60-летнего юбилея Петербургского метрополитена в ноябре 2015 года. Работа по созданию поезда велась в течение 3-х лет. В первую очередь было определен характер работы будущего ретро-состава: по умолчанию он предназначался для выполнения грузовых перевозок и в особых случаях для проведения праздничных мероприятий и экскурсий. В состав было включено 4 вагона: 2 вагона типа Ем №3934 и 3935 и 2 вагона типа Е №3369 и 3427. Изначально не ставилось задачи воссоздать линкрустовую обшивку, однако в последствии был заказан слоистый пластик с рельефным покрытием, в точности повторяющим цвет и фактуру оригинального узора. Для сохранения покрытия стен вагона было решено не устанавливать стандартные рекламоносители-карманы - текстовая информация с иллюстрациями и графикой на тему истории метрополитена была напечатана на ПВХ-стикерах. Каждый вагон ретросостава был оформлен материалами на отдельную тему: вагон №3934 - первые проекты метрополитена, проектирование, начало строительства и запуск первой очереди, женские локомотивные бригады и начальники метрополитена; вагон №3369 - информация об уникальных станциях и сооружениях (Станции «Дачное», «Парк Победы», «Спортивная» и пр.), а также всех площадках электродепо и «размыве» между Лесной и Площадью Мужества; вагон №3427 - история подвижного состава; вагон №3935 - сменная экспозиция для размещения рисунков, эскизов и репродукций картин. Особенно стоит отметить вагоны №3427 и №3935. В первом случае в центральное окно по правому борту был вмонтирован цифровой дисплей (монитор 42"), а вместо дивана появился наклонная банкетка, декорированная слоистым пластиком под линкруст. В вагоне №3935 два больших салонных окна были также заглушены для установки суконных стендов для размещения картин и других графических материалов. К моменту запуска состава в ноябре 2016 года экспозиция вагона №3935 была посвящена нереализованным проектам ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс» - бессменного проектировщика всех станций Петербургского метрополитена. Благодаря материалам, которыми щедро поделился Главный архитектор института, Бойцов Дмитрий Анатольевич, удалось показать некоторые варианты архитектурных решений станций первой очереди, станций Московско-Петроградской и Фрунзенско-Приморской линий.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В октябре 2015 года в рамках празднования 60-летнего юбилея метро был также представлен брендированный состав «Воспоминание». Линейный восьмивагонный состав (№№6621-6622) был оклеен 3М-пленкой с коллажами из фотографий разного времени. Тематический поезд проходил в таком виде с октября по конец декабря 2015 г.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
2015-й год был богат на события. В ноябре 2015 года один из вновь поступивших составов мод.81-722/723/724 (№22003-22004) получил тематическое оформление интерьеров и название «Дворцы Петербурга». Автор-художник Андрей Замура изобразил виды и пейзажи Зимнего дворца, Петродворца, а также наиболее узнаваемые архитектурные элементы и формы станций Петербургского метро.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В апреле 2016 года под эгидой года литературы в Санкт-Петербурге совместно с Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга и сервисом «ЛитРес» был реализован проект временного брендированного состава «Мобильная библиотека». Восьмивагонный состав (головы №№6607-6608) был оформлен внутри и снаружи 3М-пленкой с графикой, связанной с книгами и чтением: стилизованные книжные полки, изречения великих писателей и даже небольшой нарисованный камин. Для того, чтобы воспользоваться сервисом «Мобильной библиотеки», пассажирам необходимо было следовать инструкциям, расположенным в каждом вагоне: зарегистрировавшись на сайте через интернет, пользователь получал возможность скачать любую из представленных на нем в открытом доступе книг. Среди них – издания любого жанра от детских сказок до детективов. Состав «Мобильная библиотека» проработал с апреля по ноябрь 2016 года.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Пожалуй, одним из самых неоднозначных проектов стал брендированный состав «Красная стрела», запущенный в канун 85-летней годовщины запуска одноименного экспресса между Санкт-Петербургом и Москвой. Идея состава не нова - в 2006 году к 75-летию экспресса ГУП «Московский метрополитен» заказало на ОАО «Метровагонмаш» восьмивагонный состав из вагонов мод.81-717.5М/714.5М с особой наружной окраской и внутренним оформлением салонов. В 2016 году московский поезд был обновлен, а представители Октябрьской железной дороги предложили создать второй подобный состав в метрополитене Петербурга. В отличие от столичного варианта, поезд «Красная стрела» в Петербурге получился куцым - вместо полноценного окрашивания в темно-красный цвет на боковины кузова вагонов была нанесена 3М-плёнка. В салонах вагонов осталась реклама и кроме одного плаката не было никакой тематической информации. Состав проработал с августа по декабрь 2016 года.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
28 декабря 2016 года публике был представлен состав «Литературный» - второй проект метрополитена и художника Андрея Замуры. Восьмивагонный состав из вагонов мод.81-722.1/723.1/724.1 получил внутреннее тематическое оформление салонов, посвященное наиболее значимым именам отечественной литературы: 4 темы на 2 вагона. Тема 1 - Александр Сергеевич Пушкин; тема 2 - поэты серебряного века; тема 3 - Владимир Маяковский; тема 4 - Горький, Достоевский, Чернышевский.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |