![]() |
В электродепо метрополитена проводится широкий комплекс работ, связанных с обслуживанием и ремонтом подвижного состава. Составы, курсирующие по линиям подземки, регулярно заходят в депо для проведения технических осмотров, средних и капитальных ремонтов. В первые 30 лет существования метрополитенов СССР маневровые передвижения на парковых путях электродепо производились с использованием линейных вагонов, находящихся в депо, поскольку каждый вагон метро имеет возможность самостоятельного передвижения. Уже в начале 1960-х годов в связи с увеличением нагрузки на электродепо в Ленинградском метрополитене, а также для улучшения условий работы (имелись сложности маневрирования одним вагоном ввиду расположения пульта управления вагона в одном торце), было предложено создать самостоятельную служебную самоходную единицу, с помощью которой можно осуществлять маневры с вагонами, не используя парк резервных линейных вагонов. Помимо прочего, создавая такой вагон, эксплуатация предполагала решить вопрос с транспортировкой тяжелых грузов по линиям метрополитена в ночное окна при невозможности организации подобных перевозок с помощью мотовозного парка.
![]() |
![]() |
![]() |
В 1964-м году на базе трофейных немецких вагонов типа В4 было построено 2 контактно-аккумуляторных электровоза, получивших обозначение ЭД - электровоз деповской. Особенностью переоборудования являлось удаление сидений, устройство второй кабины управления и монтаж особого электрооборудования (аккумуляторы большой емкости и пр.), позволявшего работать в отсутствие высокого напряжения - то есть автономно. Электровозы выделялись своеобразной схемой окраски - верхняя половина окрашивалась в яркий оранжевый цвет, а нижняя - в бордовый. Оба электровоза проработали до середины 1970-х годов и были списаны. Кузов электровоза ЭД-01 вплоть до 2005 г. использовался в качестве хозяйственного помещения в ТЧ-1 «Автово», после чего был восстановлен в качестве музейного экспоната.
Широкого применения первые электровозы не получили в Ленинграде, однако при их постройке и их эксплуатации в электродепо «Автово» был приобретен серьезных опыт, позволивший создать электровозы нового поколения на базе кузовов вагонов типа Д. В период 1975 по 1980 гг на Ленинградском метрополитене было переоборудовано 7 контактно-аккумуляторных электровоза из вагонов типа Д, получивших наименование Эк/а. Помимо стандартной сцепки Шарфенберга контактно-аккумуляторные электровозы стали оборудовать железнодорожным сцепным устройством СА-3 для возможности сцепа с магистральными ж.д.вагонами. Новые электровозы получили более надежное оборудование. Тем не менее по причине использования старых кузовов линейных вагонов со временем и эти электровозы пришлось постепенно списывать из-за физического и морального износа. По состоянию на 2014 год в петербургском метрополитене используются 3 электровоза на базе типа Д.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В 1990-1992 гг завод им.И.Е.Егорова разработал контактно-аккумуляторный электровоз в новом кузове, взяв за основу вагоны серии 81-717/714, серийно выпускаемые на заводе. В связи с жестким требованием по необходимости наличия дверного проема по торцам кузова конструкторами кузова было предложено интересное решение в части установки фар и фонарей - из-за снятия с производства фар для вагонов типа Ем/Еж3 в нижнюю часть торца кабин слева и справа от дверного проема были вмонтированы стандартные фарные блоки вагонов 81-717, что придало электровозам запоминающийся оригинальный внешний вид. Несмотря на своё сугубо утилитарное назначение, аккумуляторный отсек отделывался слоистым пластиком как в пассажирских вагонах. Новые самоходные единицы модели 81-580 получили наименование ВЭКА - вагон-элекровоз контактно-аккумумляторный. Всего было построено 2 электровоза, отправленных на опытную эксплуатацию в Петербургский и Московский метрополитены. В силу ненадежной конструкции и элементной базы новые машины не нашли широкого применения и практически не использовались. ВЭКА-001, находящаяся в ТЧ «Калужское» Московского метрополитена используется как хозяйственное помещение. Электровоз ВЭКА-002 числилась в ТЧ-3 «Московское» Петербургского метрополитена, но после 2002-го года электровоз в парке подвижного состава числиться перестал. Судьба электровоза по-прежнему неизвестна. Также загадочен дальнейший путь остается у электровоза ВЭКА-003, выпущенного на ЗАО «Вагонмаш» в 1998-м году. По имеющейся информации особенностью этого электровоза являлось наличие деформированной с одной стороны головной части вследствие перенесенного столкновения.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В 1995 году в рамках договоренностей с Ираном было построено 2 контактно-аккумуляторных электровоза модели 81-580.1 для нужд строящегося Тегеранского метрополитена. В отличии от ранее выпущенных вагонов модели 81-580 тегеранские электровозы не имели торцевых дверей и оба торца электровозов были выполнены по аналогии с базовыми головными вагонами модели 81-717. Также, как и пассажирские вагоны модели 81-570/571, предполагаемые для поставки в Тегеран, электровозы получили ярко-зеленую окраску кузовов. Несмотря на то, что пассажирские вагоны из Тегерана были возвращены на завод в связи с отказом от приобретения, электровозы все-таки были оставлены в метрополитене Иранской столицы - дальнейшая судьба их неизвестна.
С целью обновления электровозного парка электродепо петербургского метрополитена ЗАО «Вагонмаш» разработало новый электровоз модели 81-581 с асинхронным тяговым приводом, построенный по аналогии с решениями электровозов ВЭКА. Поступив в метрополитен, электровоз получил наименование Эк/а-01 с припиской к ТЧ-1 «Автово», где вагон по сей день и эксплуатируется.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В 2005 году в рамках поставки подвижного состава для готовящегося к открытию Казанского метрополитена ЗАО «Вагонмаш» помимо 5 четырехвагонных составов модели 81-553.3/554.3/555.3 изготовило один контактно-аккумуляторный электровоз модели 81-581.3. Особенностью вагона является факт его переоборудования из опытного вагона модели 81-561 «Ретор» №11342, который в свою очередь является переоборудованным вагоном типа Ем №3748. Таким образом, сперва вагон имел одну кабину, затем в 2003-м году ее лишился, а в 2005-м приобрел вновь и сразу две. Электровоз 81-581.3 в настоящее время эксплуатируется в депо Аметьево казанского метрополитена.
Постепенно списывая старые электровозы на базе вагонов типа Д, в 2008-м году Петербургский метрополитен продолжил закупку новых электровозов - после списания Эк/а-08 в эксплуатацию поступил электровоз модели 81-581, изготовленный фирмой «Метроинжиниринг» с использованием кузова №10356, построенного на ЗАО «Вагонмаш в октябре 2006 года». Постройка электровоза велась на 40-й канаве ТЧ-1 «Автово». В отличие от Эк/а-01 на кузове нового электровоза, получившего обозначение Эк/а-02, отсутствуют декоративный молдинг и водоотводной капельник.
В 2009-м году обновление было продолжено - в ТЧ-3 «Московское» поступило 2 электровоза модели 81-581, построенных ООО «Метроинжиниринг». В отличие от Эк/а-02 новые машины были построены в кузовах ОАО «Метровагонмаш», лишившись фарных блоков 717-ой модели. Также интерьеры новых электровозов перестали облицовывать слоистым пластиком - только окрашенная стальная обшивка кузова.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В период 2014-2018 все электровозы на базе вагонов типа Д будут списаны и заменены новыми, первая поставка которых запланирована на 2015-ый год.
В апреле 2015-го года в ТЧ-1 «Автово» для проведения наладки и испытаний ЗАО «Метровагонмаш» были поставлены два контактно-аккумуляторных электровоза Эка-05 и Эка-06 новой модели 81-581.4. Новые электровозы были изготовлены из нереализованных кузовов ЗАО «Вагонмаш» 2012-го года постройки. Особенностью новых электровозов является широкая торцевая дверь на торцах (700 мм с низкой линией остекления), использование дверей в кабину машиниста от головных вагонов мод.81-540.2/717.5П. Для удобства обслуживания в аккумуляторном отсеке впервые была установлена подвесная крановая система, имеющая возможность продольного перемещения под крышей вагона. Салоны электровозов стали более просторными благодаря применению более компактных малообслуживаемых аккумуляторов японского производства (Tensor TCSM 2030). Электровозы оборудованы автономной зарядной станцией, которая позволяет осуществлять зарядку тяговых батарей как от контактного рельса, так и от источника переменного тока напряжением 380 Вольт с частотой 50 Гц. Также предусмотрена возможность рекуперации электроэнергии в аккумуляторы. Среди нового оборудования: контроль превышения допустимой нормы концентрации водорода; контроль состояния тяговой батареи по температуре, напряжению, емкости и уровню электролита; полуавтоматическая доливка дистиллированной воды (система «Aquamatic»), климатическая установка в кабинах управления.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
ЭД-01 - №156
ЭД-02 - №167
Эк/а-03 - №2374
Эк/а-04 - №2467
Эк/а-05 - №2466
Эк/а-06 - №2465
Эк/а-07 - №2462
Эк/а-08 - №812
Эк/а-09 - №841
Вэка-001
Вэка-002
01
02
Эк/а-01 - №10260
Эк/а-02 - №10356
Эк/а-003 - №
Эк/а-004 - №
Контактно-аккумуляторный электровоз - №10297
Эк/а-05 - №
Эк/а-06 - №