Строительство кольцевой (или полукольцевой) линии в Ленинграде планировалось ещё с середины XX века. Разнообразные варианты трассировки в разные годы имели как отличия, так и сходства. Так, более-менее неизменно линия всегда начиналась от станции "Василеостровская", далее Кольцо всегда шло на Петроградскую сторону (станции "Спортивная" и "Петроградская"), затем линия шла на Выборгскую сторону и далее на Правый берег. Таким образом, данный отрезок Кольцевой линии оставался более-менее неизменным в течение нескольких десятилетий.
Поскольку станции, которые планировалось "окольцевать", т.е. сделать пересадочными на Кольцевую линию, оставались неизменными, ещё в советское время они были запроектированы более-менее подготовленными для перспективного строительства перехода на новую линию. Где-то для этого возводилось усиление перегонных тоннелей, как, например, на "Василеостровской". Где-то тяговая подстанция, располагающаяся традиционно в глухом торце станции, переезжала под эскалаторы или возводилась гораздо ниже, чем уровень пассажирской платформы ("Василеостровская" и "Петроградская").
В период расцвета метростроения в Ленинграде (в конце 80-х годов), когда одновременно строилось большое количество станций и даже линий, проектировщикам и вовсе удалось предусмотреть целую станцию для Кольцевой линии, которая в итоге пустует вот уже почти 30 лет, как произошло на станции "Спортивная".
Построенные отрезки перегонных тоннелей Кольцевой линии, находящиеся друг над другом, расположены вблизи станции "Спортивная". Тоннели длиной всего несколько сотен метров (см. фото) законсервированы и не используются в повседневной работе метрополитена. От тоннелей действующей 5 линии тоннели Кольцевой отделяют разного рода гермозатворы, решётки и бетонные стенки. Многочисленные подходные тоннели, находящиеся в разной степени готовности, выходят от руддвора шахты 516 на верхний и нижний ярусы к северу и югу станции соответственно. Имеются также заделы под сбойки между самими тоннелями Кольцевой, но они не пройдены до конца (фото 1). В южном руддворе шахты когда-то в будущем будет построена СТП для Кольцевой линии (фото 5). На нижнем ярусе "Спортивной" на этапе строительства в 80-е был также оставлен задел под строительство траволаторного тоннеля на Васильевский Остров (фото 3 и 4), который был открыт только к 2015 году и строился этот "второй выход" именно через тоннели Кольцевой линии в 2012 году. Верхний южный тоннель Кольцевой линии оканчивается забоем (фото 1), а нижний южный - демонтажной щитовой камерой для начала (окончания) проходки механизированным способом (фото 2).
Станции на южном полукольце появлялись и исчезали, затем появлялись вновь. Линию планировалось замкнуть то через "Нарвскую", то через "Балтийскую". То через "Московские ворота", то - через "Парк Победы". То кольцо идёт через "Елизаровскую", то через "Ломоносовскую". В какой-то момент линия и вовсе не имела "южной половины", обрываясь на "Ладожской" или даже заворачивая обратно на север, к "Ржевке".
По проекту 2011 года линия была полностью замкнута. Проектируемые станции (по часовой стрелке):
По более раннему проекту линия не являлась кольцевой, и проходила ближе к центру. Планировавшиеся станции (по часовой стрелке):
Первоочередная задача при строительстве остаётся неизменной: