НовостиЛинии и станции метроСтроящееся метроОбъекты метрополитенаВагоныЗвукиФотографииПолезноеТворчествоО проектеФорум
Тупики и оборотные тоннели

Тупики и оборотные тоннели

Тупик станции Нарвская

Тупик служит для того, чтобы через него могли оборачиваться составы. На станциях с путевым развитием, имеющих тупики, в дневное время осуществляется оборот, а в ночное время - отстой составов. Также днём в тупике производится стоянка так называемого «горячего резерва» для экстренной подмены составов на линии в часы пик. В тупик можно отставить состав, который вышел из строя на линии и, дождавшись ночи, отогнать его в депо. Тупики, как правило, возникали или на бывших конечных станциях, чтобы через них осуществлялся оборот (например, на «Академической», «Ломоносовской», «Старой Деревне» и т.д.) или на пассажиронапряжённых станциях, требующих наличия горячего резерва для экстренной выдачи и оборота (например, на «Нарвской» и «Невском Проспекте»). Также возникали ситуации, когда торцевую стену тупика впоследствии разбирали и строили его продление — соединительную ветку (например, на «Площади Восстания», «Невском Проспекте», «Пл. Александра Невского-1» или «Нарвской» с 2022 года). Были прецеденты и превращения перегонного тоннеля в тупик («Московская») и тупика в перегонный тоннель.

На данный момент тупики имеют в своём составе следующие станции метро:

  • Комендантский Проспект (три тупика)
  • Старая Деревня (один, на три состава)
  • Волковская (два)
  • Международная (один)
  • Спасская (три)
  • Площадь Александра Невского-2 (1 тупик с канавой)
  • Улица Дыбенко (три, до продления линии к «Кудрово»)
  • Приморская (ранее было два тупика: один на два состава, второй — на один состав (с ПТО). После продления линии тупиков не осталось.)
  • Площадь Александра Невского-1 (на станции было 2 тупика, один из них был с ПТО, который впоследствии разобрали и построили ССВ на 3 линию.)
  • Ломоносовская (один)
  • Проспект Просвещения (два, расположены нестандартно, по бокам от главных путей.)
  • Удельная (один)
  • Петроградская (один, впоследствии станет ССВ на Кольцевую линию.)
  • Московская (один, расположен в продолжении 1 пути, затем стыкуется с 1 главным путём)
  • Академическая (один)
  • Площадь Ленина (два)
  • Нарвская (один, он же станет ССВ на станцию «Путиловская» 6 линии)
  • Проспект Ветеранов (четыре)

На станциях, являвшихся конечными непродолжительное время, строительство тупиков является нецелесообразным. В этом случае достаточно строительства оборотного тоннеля, соединяющего станционные пути и позволяющего поезду обернуться за станцией и следовать в обратном направлении. Оборотные тоннели используются также и для оборота поездов в случае аварии на каком-либо из отрезков линии, а так же для оборота хозяйственных поездов ночью. В нынешнее финансово нестабильное время, неизвестно, сколько времени та или иная станция пробудет конечной, и поэтому сейчас строятся только тупики и ПТО (для возможности отстоя составов под землёй, а не в депо). Таким образом, оборотные тоннели на вновь вводимых станциях в Петербурге не проектируются. Некоторые оборотные тоннели, после строительства следующих станций с тупиками и ПТО были ликвидированы (сняты пути, демонтированы стрелки и прочее оборудование. Тоннели используются как кладовые служб метрополитена).

Оборотные тоннели есть на следующих станциях:

  • Чкаловская — Крестовский Остров (оборотный тоннель был экстренно встроен на перегоне из-за неготовности станций «Крестовский Остров» и «Старая Деревня» к пуску в 1997 году).
  • Проспект Большевиков — Улица Дыбенко (оборот ликвидирован за ненадобностью перед пуском станции «Улица Дыбенко»).
  • Василеостровская — Приморская (используется только для хозяйственных поездов).
  • Обухово — Рыбацкое (был востребован до ввода в эксплуатацию и при ремонте «Рыбацкого», а сейчас практически не используется).
  • Технологический Институт — Сенная Площадь (использовался до продления линии к «Петроградской», сейчас разобран)
  • Парк Победы — Московская (здесь был перекрёстный съезд, после продления линии на юг его ликвидировали)
  • Площадь Мужества — Политехническая (разобран)
  • Лесная — Площадь Мужества (разобран)

Кроме того, на станции «Технологический Институт-1» есть два отрезка тоннелей, соединявших нышение 1 и 2 линию и использовавшиеся временно, до открытия станции «Технологический Институт-2».

Соединительные ВеткиДепо (тяговые части)ПТОТупики и оборотные тоннелиВентиляционные шахты (ВШ)Шахты наклонного хода (ВШНХ)ЭскалаторыСантехнические объектыЭнергоснабжениеМетро-2 и подземные городаЗаброшенные тоннели метро Система Orphus
© редакция сайта «Размышления о питерском метро» 2003 — 2023: djtonik и nomernoy.