Тупик служит для того, чтобы через него могли оборачиваться составы. На станциях с путевым развитием, имеющих тупики, в дневное время осуществляется оборот, а в ночное время - отстой составов. Также днём в тупике производится стоянка так называемого «горячего резерва» для экстренной подмены составов на линии в часы пик. В тупик можно отставить состав, который вышел из строя на линии и, дождавшись ночи, отогнать его в депо. Тупики, как правило, возникали или на бывших конечных станциях, чтобы через них осуществлялся оборот (например, на «Академической», «Ломоносовской», «Старой Деревне» и т.д.) или на пассажиронапряжённых станциях, требующих наличия горячего резерва для экстренной выдачи и оборота (например, на «Нарвской» и «Невском Проспекте»). Также возникали ситуации, когда торцевую стену тупика впоследствии разбирали и строили его продление — соединительную ветку (например, на «Площади Восстания», «Невском Проспекте», «Пл. Александра Невского-1» или «Нарвской» с 2022 года). Были прецеденты и превращения перегонного тоннеля в тупик («Московская») и тупика в перегонный тоннель.
На данный момент тупики имеют в своём составе следующие станции метро:
На станциях, являвшихся конечными непродолжительное время, строительство тупиков является нецелесообразным. В этом случае достаточно строительства оборотного тоннеля, соединяющего станционные пути и позволяющего поезду обернуться за станцией и следовать в обратном направлении. Оборотные тоннели используются также и для оборота поездов в случае аварии на каком-либо из отрезков линии, а так же для оборота хозяйственных поездов ночью. В нынешнее финансово нестабильное время, неизвестно, сколько времени та или иная станция пробудет конечной, и поэтому сейчас строятся только тупики и ПТО (для возможности отстоя составов под землёй, а не в депо). Таким образом, оборотные тоннели на вновь вводимых станциях в Петербурге не проектируются. Некоторые оборотные тоннели, после строительства следующих станций с тупиками и ПТО были ликвидированы (сняты пути, демонтированы стрелки и прочее оборудование. Тоннели используются как кладовые служб метрополитена).
Оборотные тоннели есть на следующих станциях:
Кроме того, на станции «Технологический Институт-1» есть два отрезка тоннелей, соединявших нышение 1 и 2 линию и использовавшиеся временно, до открытия станции «Технологический Институт-2».