Кировско-Выборгская — первая линия в нашем городе. На этой линии находятся одни из самых красивых станций в мире (участок первой очереди «Автово» — «Площадь Восстания»). Линия является самой длинной в питерском метро (29.6 км), по ней с 16 июня 2004 года ходят восьмивагонные составы. Из-за печально известного "размыва" с 1995 по 2004 год она была разделена на две части: от «Проспекта Ветеранов» до «Лесной» и от «Площади Мужества» до «Девяткина». В 2007 году был полностью закрыт на год вестибюль станции «Владимирская», так как в нём был произведён капитальный ремонт эскалаторов (впервые с 1955 года). Закрывались также «Выборгская» (2015-2016) и «Пушкинская» (2013-2015 годы). Также планировалось закрыть на капитальный ремонт станции «Нарвская» (2008, не закрыта до сих пор), «Технологический Институт-1» (планировалась в 2015, но закрыта только в 2020 году) и «Гражданский Проспект» (в итоге закрытия не состоялось).
Первая очередь КВ1 вступила в строй 15 ноября 1955 года - был открыт участок от "Автово" до "Площади Восстания", за исключением станции "Пушкинская", которая была открыта позднее. Депо "Автово" также не было готово.
В декабре 1955 года было открыто депо "Автово".
30 апреля 1956 года на действующей линии была открыта станция "Пушкинская".
1 июня 1958 года линия была продлена на север - открыта станция "Площадь Ленина". Станция "Чернышевская" к тому моменту ещё не была готова.
1 сентября 1958 года на действующей линии была открыта станция "Чернышевская".
1 июня 1966 года за станцией "Автово" на путях депо была открыта "временная" наземная станция "Дачное".
30 июня1970 года возле депо "Автово" было открыто второе депо, "Дачное", предназначавшееся для глубокого ремонта подвижного состава.
22 апреля 1975 года линия была продлена на север - открылись станции "Выборгская" и "Лесная".
31 декабря 1975 года был открыт отрезок "Лесная" - "Академическая", тоннели прошли под Размывом.
5 октября 1977 года была закрыта станция "Дачное", а вместо неё заработали "Ленинский проспект" и "Проспект Ветеранов", которые уводили линию на запад.
29 декабря 1978 года на севере открыты станции "Гражданский проспект" и "Комсомольская".
В 1979 году за станцией "Комсомольская" открыто депо "Северное", первоначально принявшее поезда Невско-Василеостровской (3) линии, не имевшей собственного депо.
Несмотря на то, что «Девяткино» — наземная станция, перегон является подземным, чтобы пропустить поверху пути РЖД. На перегоне расположен перекрёстный съезд и гейт с железной дорогой, который в 2004 году вместе с ликвидацией "Размыва" был разобран за ненадобностью.
Уклон 48 тысячных для подъёма с глубокого заложения к рампе станции. Вентиляционная сбойка на перегоне частично выполнена новым для СССР методом набрызгбетона в 1978 году.
На перегоне расположен тупик со сбойками на оба перегонных тоннеля и вентиляционный тоннель параллельно II главному пути, совмещённый с ВШ-218. В этом вентиляционном тоннеле впервые в истории Ленинградского метростроения в 1975 году была опробована технология набрызгбетона. Путевое развитие перегона по II пути являло собой перекрёстный съезд, однако при продлении линии он был превращён в обычный для исключения столкновения пассажирских поездов.
За станцией "Политехническая" по бокам от главных путей имеются ответвления — ещё в советское время планировалось сделать так называемое «вилочное движение» по Кировско-Выборгской линии в сторону проспекта Культуры, которая должна была включать в себя станции «Светлановский Проспект», «Проспект Луначарского» и «Проспект Культуры». К сожалению, тогда этим планам не было суждено сбыться, однако в будущем продление этих тоннелей станет возможным из-за массового жилищного строительства в Буграх. Подробнее о вилочном движении в Бугры - читайте в специальном разделе сайта.
> | ||
Разобранный оборотный тоннель. Он активно использовался в течение 9 лет, пока не был побеждён "Размыв". Его построили в спешном порядке при прорыве плывуна, а вывели из эксплуатации в июне 2004 года. В отличие от «Лесной», «Площадь Мужества» изначально планировалась конечной в одной из очередей строительства, поэтому задел под съезд, в отличие от «Лесной», сохранился с 1970-х. Длина перегона — 1096 метров.
Разобранный оборотный тоннель, который использовался два раза - в момент, когда "Лесная" была конечной станцией, а также в период с 1995 по 2004 годы - во время ликвидации "Размыва".
На перегоне от стацнии "Лесная" к станции "Площадь Мужества" сбоку от I главного пути имеются два отрезка заброшенных перегонных тоннелей, так называемые "старые размывные" тоннели. Подробнее об этих заброшенных тоннелях можно почитать на отдельной странице сайта.
На перегоне есть два тупика (оба бывшие ПТО) и перекрёстный съезд между ними. Тупики активно использовались до продления линии на север за «Площадью Ленина». Сейчас ПТО не используются, а в тупиках поочерёдно ночуют составы.
Также интересно, что перегонный тоннель от «Площади Ленина» к «Выборгской» несколько раз менял трассировку, отчего сохранилось некоторое количество заброшенных участков тоннелей, превращённых в кладовые.
Соединительная ветка на линию 3 к станции "Маяковская". Она сделана из бывшего ПТО, в котором демонтировано оборудование, однако оставлена смотровая канава (см. фото 2 и 3).
Один из самых коротких перегонов в Петербурге — примерно 848 метров.
Если ехать от «Технологического» к «Пушкинской», то справа видна соединительная ветка к линии 2, а затем слева — разобранный путь от платформы «Технологический Институт-1», который использовался в 1955 году, когда поезда прибывали в один зал, а не в два.
Если ехать от «Технологического» к «Балтийской», то слева будет ССВ, идущая с линии 2, а если в обратную сторону, то слева будет разобранный путь к платформе «Технологический Институт-1» для прибытия поездов КВЛ в один зал «Технологического Института».
На перегоне имеется тупик, используемый по ночам для отстоя и быстрой выдачи поездов Московско-Петроградской линии. В 2022 году тупик превратился в соединительную ветку на Красносельско-Калининскую линию (6).
Тоннель диаметром не 5,5, а 6 метров (вследствие этого, обратите внимание, банкетка в тоннеле отсутствует)
Перегон частично строился открытым способом. Сразу после станции «Автово» есть два пути, которые ведут в депо «Автово» и депо «Дачное» (на фото по центру). Раньше они также вели к станции «Дачное», которая была выведена из эксплуатации. Депо имеют общий гейт с железной дорогой для получения нового подвижного состава с завода.
Четыре тупика и перекрёстный съезд. Два «средних» тупика объединены в двухпутном тоннеле (фото 1 и 2). Между средними тупиками имеется служебная платформа для машинистов (фото 4 и 5). В будущем, при продлении линии крайние тупики будут продлены в Пулково или Лигово в зависимости от принятого решения (фото 3).