Первое воспоминание из детства о метро было связано с папиной фразой «А раньше мы ездили до станции Дачное». С этой загадочной, несуществующей станции начался интерес. Позднее он перерос в интерес ко всему, что есть в метро таинственного. Много позже, когда я уже много прочитал и увидел собственными глазами стало ясно, что девяносто процентов того, что мы видим и не видим в метро – это Работа. Наверное, чтобы не стать окончательным романтиком надо работать в метро и знать, как и почему и в какое время какие поезда идут в том или ином направлении. Что загадочные буквы на дверях – не что иное, как технические и служебные термины. Единственное, что остается от восторженности к концу третьего десятка лет жизни, почти каждый день которой связан с поездками в метро – это загадочные тоннели, куда не идут обычные поезда. Но, наверное, высшее образование для того и получается, чтобы для человека не было загадок, даже если он и не видел чего-то своими глазами. Там, в загадочных тоннелях, куда не пускают, куда всегда хочется попасть, потому, что мужчина должен всегда стремиться туда, где ему интересно, там «пятом тоннеле», как я его прозвал в детстве, тоже Работа. Это защитная уверенность, основанная на знании, чтобы не лезть куда не следует. Потому, что здравый смысл должен сочетаться с интересом и стремлением. Однако, начавшийся со станции Дачное интерес, оставил и другой — ностальгический осадок. Умом понять не трудно, что закрытие этой станции – обычный эпизод в развитии ленинградского метро. Это, скорее всего, было обусловлено технической и экономической необходимостью. И все же, иногда я бываю в том районе и смотрю на то место, где еще в середине семидесятых мы выходили из метро, чтобы пойти домой. А дальше находится депо. Раньше, даже еще в середине девяностых, заборчик вокруг депо был такой, что можно было забраться на спортивные снаряды близлежащей школы и смотреть на поезда, на странный желто-коричневый вагон (это сейчас все знают, что это ЭКА, а тогда это был «секретный вагон»), на дома, где поезда спят, на пути, количество которых никак не ассоциировалось с метро, где их по «определению только два – туда и обратно». Видимо, здравый смысл людей куда-то улетучился и народ стал безобразно любопытен, иначе зачем было бы менять забор на бетонный и высокий. Ностальгический осадок остался и в связи с вестибюлем станции Автово. Начиная с перехода через проспект Стачек, где раньше был светофор и стоял милиционер. Так вот, порядок до начала девяностых был такой, что даже когда не было милиционера, на этом широчайшем переходе никто из огромной толпы не шел на красный свет. Те, кто помнит бардак девяностых годов, поймут разницу. Теперь вестибюль. Раньше не было никаких ларьков в верхнем вестибюле. Были просто кассы метро (с билетиками, кстати, я застал их). Был потрясающий порядок на лестнице – по одной все вверх, по другой все вниз. На редкого человека, который почему-то не соблюдал этот порядок смотрели как на врага (по-моему, правильно). Кто скажет, что это – совковое мышление, пусть посмотрит на порядок в старой Европе, где совка не было никогда. А вот в круглом вестибюльчике внизу не было ничего, ни касс, ни ларьков, только двери в виде железных решеток. Ощущение: «Туда не ходи, там милиция». А помнит кто-нибудь отсутствие турникетов на выходе? Понятно, что не от хорошей жизни их поставили, но помню удивление на лицах подавляющего большинства людей, которым и в голову бы не пришло лезть на станцию с другой стороны. А дальше, на станции – табло, которое зажигалось, когда поезд следовал только до Автово. А еще непонятная фраза: «Поезд дальше не пойдет» (именно так, без продолжения). Попробуйте объяснить нормальному человеку, как это не пойдет, если поезд срывается с места и куда-то все-таки идет. Естественно, хочется узнать – куда.
DKem
А у меня первое воспоминание о метро такое: папа поднимает меня, совсем кроху (2-х-3-х летнюю), чтобы я могла потрогать занятную золотистую шишечку - украшение на стене платформы станции метро пл. Восстания. И тут появляется поезд, а мне кажется, что это я его вызвала нажав на шишечку (ну примерно как лифт вызывают =)...Кстати, как я припоминаю в детстве для меня "метро" это был сам поезд, который я ждала со страхом и любопытством заглядывая в тоннель и с ужасом пряча лицо в маминых коленях, как только его свет начинал надвигаться из темноты...Еще помню, как привставая на цыпочки кидала монеты в разменник после чего внизу в чашу с веселым звоном выскакивала пригоршня золотистых пятачков.. А папа в это время в другом автомате покупал газеты...И запах метро острый, удивительный, бьющий в нос уже на подходе к станции, к прозрачным дверям с зелеными пластмассовыми кругами на них - такой ни с чем не спутаешь и таким он был только в детстве...Ностальгия =)
Felis