Или отчёт о поездке в Девяткино, которая состоялась 04.04.2004.
--Начало--
Решил я сегодня побывать на севере нашей первой линии: той, которая отрезана от «большой земли» размывом. Не был там года два и решил посмотреть на неё, пока ещё размыв не ликвидировали. Ну, сказано – сделано. Сажусь, как обычно, на «Московской», доезжаю до "Технологического Института 2" и перехожу на другую сторону. Параллельно отмечаю про себя, что пересадка сделана не очень удобно: надо пересечь центральный зал, а народ прёт к выходу в город и надо этот сумасшедший поток как-то пересечь. Ладно, миссия оказалась выполнимой, и вот я уже стою у первого пути первой линии. Народу немного, подъезжает состав, обычный, семивагонный Е(м). Сажусь в него, он едет к "Пушкинской". Параллельно я смотрю на ответвления: сначала справа – ССВ к линии 2, а потом всеми забытый тоннель к платформе "ТН 1". Подъезжаем к "Пушкинской": блин, какая красота! Одна отделка пилонов чего стоит! Ещё тоже классные светильники. Следующая – "Владимирская". Тоже, в общем, ничего. Я тут, кстати, задумался, какому именно Владимиру посвящена станция - Маяковскому? Ленину? Следующая – "Площадь Восстания". Ну, это без комментариев. Отдельного слова заслуживают решётки вентиляции и громкой связи. Весь народ выходит, и остаётся человек 15. Далее – "Чернышевская". После реставрации она уж очень напоминает "Московские Ворота". Только цвет не коричневый, а светло-серый. Затем подъезжаем к "Площади Ленина". Эта мне чем-то напоминает "Фрунзенскую". Странно, вроде бы, Ленина тогда любили, а станцию построили – так себе… Кстати, у дверей первого вагона есть один или два перехода, как на платформе "Технологический Институт 2" с одной стороны станции на другую. Но здесь эти переходы закрыты для пассажиров, и я вижу, что в них шастают какие-то уборщицы и прочие мОнтеры. А я подъезжаю к станции
--Выборгская--
Приезжаем на станцию. Я про себя отмечаю, что она практически идентична «Пролетарской». И по цветам, и по строению. Решил выйти и посмотреть, что да как. Тем более, надо зарисовать подземный переход, о котором меня спрашивал Михаил Крайнов. Иду по центральному залу. Он, как ни странно, заканчивается не эскалатором, а лестницей вбок, прямо как на "Приморской", или на "Лиговке". Забавно. Довольно широкий коридор изгибается почти в букву S. Торец, который расположен у станции, украшен какой-то металлической картиной. Ну там, флаги всякие, воины и так далее. Ну, так… Скромненько, но со вкусом. Под этим шедевром замечаю лестницу, которая ведёт под платформу, как на "Парке Победы". У самих эскалаторов меня повергло в шок освещение: обычные, ничем не прикрытые совковые лампы накаливания. Вот так. Без абажуров, без всего. Ну, я этого прикола не понял и поехал на эскалаторе вверх. В вестибюле меня поразило обилие света. Ярко, солнечно, не то, что на других станциях. При сходе с эскалатора оглядываюсь назад: ёлки! Огромная площадка за наклонным ходом вся уставлена живыми цветами, и комнатными растениями (!). Их столько много, что рябит в глазах. А вообще смотрится здорово и как-то уютно по-домашнему. Схожу с эскалатора и не вижу подземного перехода. Оказывается, чтобы в него надо попасть, надо из станции выйти. Забираюсь в переход. Довольно мерзко: узко, грязно, половину тоннеля занимают ларьки. Возле ларьков стоят всякие подозрительные личности. Ладно, иду дальше. Охота посмотреть на самый длинный подземный переход в Питере. Повсюду всякие ответвления, выходы к трамваям и прочее… А вот и он: это надо видеть своими глазами. Тоннель раздваивается подобно букве Y. Один ведёт за железную дорогу, туда идут редкие пассажиры. А второй закрыт металлической решёткой, но тоже длинный – офигеть! Каждый из них длиной метров по триста, не меньше! Ну, решил я туда пока не ходить, как-нибудь ещё специально приеду. Хитрыми коридорами добираюсь обратно до вестибюля. Как-то странно: из перехода можно попасть только НА станцию. А обратно – только через улицу. Ладно, думаю, это хитрый трюк наших военных. Чтобы враг в переходах заблудился. В общем, захожу обратно на станцию и жду поезда к "Лесной". На платформе только я и какая-то тётка в хвосте поезда.
--Лесная--
Ой! Какое всё зелёное! Ну, прям, лес одним словом. Посредине станции стоят две подозрительного вида стеклянные конструкции. На них укреплены вентиляторы – кто-нибудь знает, что это такое? Меня заинтересовало так же, как располагаются новые пути в обход размыва. Высунувшись с платформы, я, конечно же, ничего не увидел, только какой-то путь, уходящий вправо от первого. Поднимаюсь на эскалаторе и офигеваю. Наземного вестибюля почти нет, есть только крыша, а стен нету, и вообще везде ведётся какое-то строительство, везде строительный мусор и прочее. Добираюсь до остановки 80-го автобуса и сажусь в него. Народу – почти никого. Я думал, будет давка, толкучка… Из окна созерцаю шахту 213, которая расположена над перемонтажной камерой. При выходе из автобуса не сразу нашёл вход в метро. Везде бойко идёт торговля, и разглядеть чёрную надпись «Вход» довольно-таки сложно.
--Площадь Мужества--
Интересно: на станции два выхода в город. Один из них – рабочий, сквозь него я и вошёл, а второй – ведёт куда-то во дворы, и, видимо, уже долго не работает. Двери туда закрыты. Правый эскалатор оказался на ремонте, декоративные панели везде сняты, я с удовольствием посмотрел, что же там творится. Внизу на станции оказалось здорово. Во-первых, станция односводчатая, но какая-то маленькая. Мне показалось, что она идентична «Чкаловской». На станции используется только один путь. Поезда отправляются с того же пути, на который прибывают. (Круто! Раньше, по-моему, так же было на станции "Дачное", пока её не уничтожили.) Три тоннеля из четырёх выглядят очень эффектно: в них установлены шлагбаумы, на которых светят красные указатели типа, проезд запрещён. Кроме этих, имеются ещё светящиеся указатели, расположенные на треногах, которые стоят между рельсами. Первый станционный путь, кроме всего, закрыт металлической решёткой, за которой видна металлическая заглушка величиной во весь тоннель (примерно такая же, как на «Спортивной»). Второй станционный путь заканчивается просто шлагбаумом, за которым постоянно стоит запасной состав. Прибывает поезд, и я захожу внутрь. В вагоне оказывается человек десять. Стоянка довольно долгая. Те же два машиниста, которые вели поезд сюда, неспешно идут по платформе ко второй кабине. В соседнем вагоне сидят две симпатичные девушки лет по 16. Увидев меня, они пересаживаются в мой вагон и садятся напротив. Я стою у двери в торце первого вагона. Девчонки общаются между собой, и часто поглядывают на меня. Но я приехал не знакомиться, а метро смотреть, и поэтому я не обращаю на них внимания. Поезд закрывает двери и медленно вползает в тоннель, откуда только что выехал. Мы заезжаем на тот путь, который заканчивался шлагбаумом с красным огоньком и треногой. Поезд двигается дальше...
--Политехническая--
Мне она очень понравилась. Тихая, маленькая односводчатая станция. На платформе – НИ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА! Тишина стоит – как в глухом лесу. Глубокие цвета стен и потолка не режут глаз. В вагон никто не заходит, только выходят. Мне с одной стороны, нравится такая обстановка, а с другой стороны такие глюки – как будто была ядерная война, и людей почти не осталось. После станции от тоннеля, по которому мы едем, вправо отделяется ещё один тоннель без рельсов. Размерами он такой же, как и остальные. (Подробнее о нём – на сайте “Seen and Heard”.) Кстати, второй точно такой же тоннель расположен симметрично. Общая схема получается такой: ||/. Я не знаю, зачем нужны эти тоннели, возможно, когда-то планировалось сделать разветвление 1й линии от "Политехнической" в сторону Тихорецкого Проспекта. Но этим планам, к сожалению, пока не суждено сбыться.
--Академическая--
Девчонки, не дождавшись моего внимания, вышли из вагона и поехали обратно – искать другого пацана, посговорчивее. После "Политехнической", станция кажется очень яркой. Каждая колонна закована в тщательно отполированный металл. Всё это здорово, но только издалека, пока не подойдёшь поближе. Качество исполнения – плохое, мягко говоря. Всё это убранство держится на саморезах, детали местами подогнаны криво… Короче, на станцию надо смотреть из вагона и наружу не выходить. Проезжаем тупик за "Академической". Ничего особенного он из себя не представляет. В самом конце тупика есть сбойки в главные тоннели.
--Гражданский Проспект--
Ещё одна вычурная станция. Освещение очень яркое, даже, наверное, слишком. Вся станция такая кремового цвета. Ну, в общем, на любителя. Если бы я там работал каждый день – то, наверное, свихнулся бы. При объявлении следующей станции, почему-то, не сказали "выход на правую сторону"…
--Девяткино--
Это должен увидеть каждый. Метро в деревне – это выглядит круто!!! Когда поезд выезжает из тоннеля, а за окном – лес, бескрайние поля (!!!). при виде этого испытываешь ни с чем не сравнимые ощущения. Вот например, в «Купчино» или в "Рыбацком" - пейзаж обычный: дома, промышленная зона… А здесь… Для меня это был просто шок. Платформы метро и железной дороги удобно совмещены между собой. Для перехода к ж/д, надо просто выйти за дверь. Я решил посмотреть, как выглядит депо «Северное», и вышел на платформу. Я шёл вперёд довольно долго. Редкие люди, ожидавшие электричку, вопросительно смотрели мне вслед. Я дошёл до начала платформы. Там уже начинался какой-то лес. Здание станции закончилось, его крыша спускалась всё ниже и ниже, уходя к земле. В торце платформы был небольшой закуток, где шумно испражнялась какая-то старуха. Никак не реагируя на такую "картину", я продолжил свой путь. К моему сожалению, я обнаружил, что депо расположено НЕ между железнодорожными путями, как я думал. После наземной станции "Девяткино", пути метро опять спускаются под землю, а само депо расположено гораздо восточнее станции. К счастью, мне удалось посмотреть на гейт между ж/д и метро. Я спустился в подземный переход и пошёл в сторону второй платформы. К моему удивлению, я вышел опять к железной дороге и минуты две озирался, пытаясь найти вход в метро. На удивление, он оказался прямо за моей спиной. С платформы открывался красивый вид: вокруг простирались поля, леса, вдалеке на юге виднелись домА города. До них было километра три, а может, и больше. Я решил уже поворачивать домой и зашёл в метро. Неспешно прошёл КПП. У платформы стоял поезд, весь набитый людьми. Мимо меня пробегали люди с сумасшедшими глазами и втискивались в него. Поезд стоял, а я не спеша шёл мимо него и насвистывал. Весь вагон смотрел на меня, как на умалишенного. И позже я узнал, почему. Поезд уехал, а я остался стоять на платформе. Совершенно один. Никого на станции больше не было (!). Ни дежурных, ни пассажиров, никого. Я решил, пока есть время, разглядеть станцию поподробнее. Вообще, по сравнению с "Купчино" или "Рыбацким", всё очень круто, чистенько так… На высоком потолке расположены светильники. На одной «гирлянде» их пять штук. Также из потолка торчат рога, на которых, видимо, раньше висели провода. На противоположной платформе есть какие-то сооружения типа пикетов милиции, но все они заброшены. Повторюсь: станция как будто вымерла. Кроме меня на ней никого не было. Я встал у остановки первого вагона. Позади меня обнаружились двери, они по-идее ведут в город, но сейчас находится Under Construction, так сказать. Турникетов там нет, хотя раньше были. В помещениях за дверьми ведётся ремонт, следы прогресса видны. Часы на стене досчитали время отсутствия поезда до 09:59 и обнулились. Я продолжил подсчёт времени по обычным часам. Вяло начал собираться народ. И тут до меня дошло: наверное, используется только один состав. Он доходит до "Площади Мужества", разворачивается и едет назад. Прошло 17 минут. Наконец, из тоннеля показался поезд. Высадив всех, он развернулся и подъехал к нашей платформе. Я опять устроился у двери, хотя вагон был пустым.
--Путь домой--
Путь домой оказался быстрым. Особо мне понравились на обратном пути вентиляционный тоннель от "Гражданского Проспекта" до "Академической", о котором мне писал Shadow, и второй тоннель в развилке у "Политехнической". Выйдя на "Площади Мужества", я очень удивился: станция была в дыму, дышать было трудно. Красные фонарики светились из темноты тоннелей и выглядели очень таинственно. Дальнейшая дорога была обычной. Отмечу только, что я специально посмотрел на служебное название «Технологического Института». Оно такое: "ТН". Именно "ТЭ-ЭН", а не "ТИ", как указал на своём сайте Алексей Неволин.
В общем, я получил кучу новых впечатлений от этой поездки. Меня очень удивила эта "вымершая" линия метро.