Не судите строго, и помните, что это художественное произведения, я не берусь отвечать за точность терминов и прочего. Просто рассуждение на тему...
Все смотрят из окон вагона. Только мы там видим Метро:
Costa
Параллельный Мир, Четвертое измерение, Шахта №***/бис
:поезд слегка дернуло, и он покатился в глубину темного тоннеля. Свет направленых фар резал темноту, то и дело выхватывая из нее надписи светоотражателя. Торжественность данного события обеспечивало сознание первенства, первенства в дикой идеологической гонке за второй метрополитен страны:
Только бы обошлось без внештатных ситуаций. Сколько раз отрабатывались пожары, различные поломки, аварийные остановки состава в тоннеле, действия машиниста, помошника. Этого не видел никто. Также никто не знал про трудности связанные с проведением титанической работы под землей. Про то, как затопило еще недостроенную станцию "Автово", про два обходных тоннеля "Технологического института", про нехватку квалифицированной рабочей силы. Все позади, но кто знает, что может случиться еще? Нервы напряжены до предела. С минуты на минуту первый состав Ленинградского Метрополитена, должен выехать на новенькую станцию первого пуска "Площадь Восстания". С нее начнется торжественный запуск метро. Там уже стоит Госкомиссия, во главе с генеральным секретарем СССР Н. С. Хрущевым. Он должен проехатся по всей длине, от "Площади Восстания", до "Автово". Тогда, если все будет успешно, тысячи рук зааплодируют метростроителям, тысячи глаз обрадуются. Ленинград получит метро. Он уже выдержал натиск врага, и если бы не война, у города давно бы был скоростной транспорт:
Впереди забрезжил свет. Надраенные до блеска плафоны бликовали, и создавалось впечатление подобное радуге, диковинной игры света и тени.
Под восторженные крики "Ура!", и под всеобщее ликование поезд вкатился на станцию, и медленно тормозя, остановился:
Система в системе
Что такое метро для каждого из нас? Какое оно? Многие не задумываются над этим вопросом. Но все, так или иначе, не могут обойтись без него. На сегодняшний день это самый быстрый вид транспорта мегаполиса. С ним не сравнится не трамвай, не автобус. Даже личный автотранспорт порой медленее метро.
Для меня метро это загадка. Это подземный город, полный своих тайн. Это мир в мире. Другая сторона города, даже отражение города и горожан. Почему так? Я не знаю. Видимо я с детства влюбился в глубину длинных тоннелей, в запоминающийся запах, ни с чем не сравнимый запах метро.
Как человек смог штурмовать такие глубины? Почему они поддались ему, и до сих пор исполняют поставленную задачу. За счет чего держатся стены, почему не падает потолок, не гаснет свет? Тайна метро сидит в глубине души, она сравнима с тайной старого города, с тайно старой ратуши, площади. Никто не знает кто обитает в темных тоннелях. Только ли поезда, с оглушительной скоростью проносящиеся между станциями, островками, видимыми частями метро? А может существует тоннель ведущий к центру земли? Или хотя бы в другой город:
Представте, что город это цельный организм. Со своими системами жизнеобеспечения, дыхания, утилизации. Так вот метро есть ничто иное, как кровеносная система города, а может даже его нервы. Тысячи людей, исполняющих свою функцию в огромном городе, ежеминутно проносятся по темным тоннелям, выходят, переходят, спускаются, поднимаются. Метро никогда не спит. Это закон. Если метро уснет, оно неизбежно погибнет. Это часть главной тайны метро. Даже ночью оно живет активной жизнью. Убираются станции, чистятся пути. По тоннелям проезжают мотодрезины, обходчики проверяют целностсь всей системы изнутри. В метро нет дня, нет ночи. Там есть график. Логическая система жизни.
Сердце метро - диспетчерское управление. Из него поток сигналов-нейронов устремляется в компьютер-мозг каждого поезда, связывается с машинистом, управляет движением в темных тоннелях. Потому как поезда, машинисты, светофоры, эскалаторы - сами по себе, лишь части метро.
Гуляя по просторным залам станций, спускаясь вниз, поднимаясь наверх люди, не замечают скрытой жизни метро. Каждый занят своим делом. Кто-то спешит на работу, кто на учебу, а кто просто читает книгу. Знаете, в метро хорошо спится. Странно - шумно и неудобно, а все-таки спится! Может, это влияют электромагнитные поля? Будем думать, что не так. Пусть это будет еще одной загадкой метро.
Главное преимущество метро - это скорость передвижения, скорость обслуживания. Это его функциональная значимость. Представте, что это не так: ну, задумались? Для Вас, наверняка смысл метро пропадает. А попробуйте поискать в этом какой-то интерес. Свою особенную привлекательность, точку соприкосновения с Вашими "тайнами".
Многие считают, что в тоннелях обитают чудовищные создания, которые по ночам вылезают из своих убежищ, и съедают зазевавшихся монтеров. Иногда они проникают на станции, и вот тогда держись! Смею заверить Вас, что кроме маленьких мышек, да обычной пыли там нет никого. Долго там не выдержать. Любое чудовище сошло бы с ума при постоянном грохоте проезжающих поездов! Но некоторых не убедить, они продолжают верить во всякие страсти-мордасти, и боятся пользоваться метро, ссылаясь на всякие смешные причины: меня укачивает в поезде, я боюсь эскалатора и так далее. Не бойтесь! Метро такое, как мы себе его представляем и не больше того. Конечно, если не прыгать на рельсы.
А знаете ли Вы, что:
В тоннелях первого пуска, при строительстве использовали чугунные тюбинги, тогда как на последующих - железобетонные, что на первой линии ходят восьмивагонные составы, а на остальных только шести вагонные:
Или вот: в связи с пуском кусочка Фрунзенского радиуса, четвертая линия поделится надвое. Появится третья пересадочная станция под Сенной площадью - "Спасская". От "Улицы Дыбенко" поезда будут ходить до "Спасской", и это будет четвертая линия. А от "Комендантского Проспекта" будут доезжать до "Садовой" и затем до "Волковской" - это станет пятой линией. Интересно, не правда ли? Даже любой скептик и писсимист, удивится, когда вместо привычной "Достоевской", поезд прибудет на "Звенигородскую".
А что чувствует человек, первый раз в жизни оказавшийся в метро, вы не помните? Ну, конечно же нет, для Вас это было давно. Так вот, если вспомнит те чувства, тот загадочный миг, и постораться задержать его в себе, развить, почувствовать - Вы постигните тайну метро. И уже никогда в жизни не сможете равнодушно спускатся вниз.
Строительство
Строительство подземной части метрополитена весьма и весьма интересно.
Сначала нужно построить вертикальный ствол-шахту, потом от нее надо пробурится в стороны, соороудить подземный зал - рабочее пространство. Затем строят подходные тоннели к месту строительства самой станции, после станционные тоннели - боковые и центральный. Параллельно строятся пергонные тоннели, соединяющие между собой станции. Построенную станцию с поверхностью соединяет наклонный ход, в котором располагается эскалатор. Помимо всего прочего строятся вентиляционные шахты, объекты гражданской обороны, кабельные ходы и прочее. При этом учитывается особенность породы, в которой залегает станция. Иногда, до проведения постоянной защиты от грунтовых вод, приходится постоянно откачивать стоки, заделывать промоины и всячески препятствовать проникновению воды на станцию.
От наших глаз скрыты вентиляция, насосы, нагнетательные установки, фильтры, электроподстанции. Но все это есть, непременно, на каждой отдельно взятой станции.
Существует несколько типов станций - колонная, пилонная, односводчатая, станция мелкого залегания, наземная, и так называемый горизонтальный лифт.
Колонная - "Достоевская". Пилонная - "Горьковская". Односводчатая - "Пионерская", мелкого залегания - "Проспект Ветеранов". Наземная - "Купчино". Горизонтальные лифты есть только в Петербурге. Это двенадцать станций, большинство из которых расположены на третьей линии. "Василеостровская" - пример горизонтального лифта.
Иногда попадаются исключения из правил - двухэтажная "Спортивная" - и колонная и односводчатая в одной.
Самая экономичная в плане строительства - наземная станция. Для ее строительства требуется лишь возведение над железнодорожным полотном обычного здания вокзала. Самая дорогостоящяя - односводчатая, глубокого залегания. Представте - вокзал под землей, каково? На возведение такой станции требуется как минимум три года.
Помимо всего прочего между станциями существуют соеденительные тоннели. Например, с "Невского проспекта" путем такого тоннеля, можно попасть на "Садовую". Вы никогда не видели как поезд, прибывший с "Горьковской" уезжает обратно в тоннель вместе с пассажирами? Это, по расписанию, он переезжает на четвертую линию. Так бывает раз пять в день. Это связано с тем, что на четвертой линии нет собственного депо, и она использует стоянки второй линии. И путем этого перегонного тоннеля, вышедшие из депо поезда, попадают со второй ветки на четвертую.
Есть еще такой тоннель на станции "Площадь Восстания". Как известно с "Пл. Восстания" можно попасть на "Маяковскую" - там есть переход. А можно с помощью поезда! Иногда, отъехав от "Восстания", путем долгого петляния по тоннелям, поезд прибывает на "Маяковскую". Забавно, не правда ли?
Такие миграции связанны с изменением в расписании движения, с обкаткой и заменой подвижных составов.
Такое разное и все же одинаковое
Я довольно часто бываю в Москве. По тем или иным делам этот город тянет меня к себе. Но путь всегда один и тот же. Метро-вокзал-железная дорога-вокзал-метро этой схеме я еще никогда не изменял. Менялись поезда, проводники, время года, "летные условия", кроме вокзалов и метро.
Привыкнув к Санкт-Петербургу, и довольно редко выезжая из него, у нашего брата горожанина складывается стойкое представление о мегаполисе. О его инфраструктуре, архитектуре, погоде. И поэтому метаморфоза, происходящяя в его сознании по поводу приезда в другой крупный город, производит сильное впечатление разницы.
Употребляя слова "другой город" я не имею ввиду Москву, а говорю о других крупные городах. Поскольку разница между Москвой и Питером несколько иная - это спор. Причем во всем.
Конечно во многом Питеру до Москвы далеко, НО : и здесь идет перечисление:. У Москвы Больше денег. Это беспорный факт.
А у нас: А в Москве:Но зато у нас: и так далее.
Желание быть лучше, заявлено у каждого внутри, с раннего детства.
Если это желание гипертрофируется то появляется зависть, презрение, кичливость, лживое представление об избранности. Но все это, простите, полная ерунда. Поскольку только еденица может стать цельной личностью, индивидуальность важна как никогда.
Так и здесь. И Москва хороша, но "и Питер шит не лыком".
Ну, впрочем я отвлекся. Мне очень хочется передать свои чувства и ощущения от возможности наглядного, "экспресс" сравнивания этих городов.
И вот представьте - зимний вечер. Горят фонари, падает снег повсюду оранжево-красные огоньки. Я снова отправляюсь в столицу. Выбравшись из своего захолустья, прыгаю в позднюю маршрутку, которая полупустая едет к метро. Синяя буква "М". Электрически запах. "Студенческий хлопок" по турникету. Покрытый блестящим металлом эскалатор. Ожидание на платформе. Вот подъезжает поезд, с спорным узором "сгущенки" на дверях. Я вхожу в него, и он "съедает" меня. Односвод-колонная-односвод-двухэтажная-недостроенная-односвод-колонная-пересадка-пилонная-пилонная-Московский вокзал. Обычно прохожу через двор вокзала, и пройдя огромный зал с бюстом Петра I, опять попадаю на улицу, затем по перрону и сажусь в поезд. Улыбнувшись проводнице занимаю свой "верхний-боковой у туалета". Немного покрутившись на этом боковом, начинаю "честно дремать". И в итоге, где-то у Твери засыпаю.
Москва встречает серым утром. Почему так? Незнаю. Вступая на линолеум перрона, я сразу обращаю внимание на сходство двух вокзалов, и на их различие. Светится шпиль гостиницы "Ленинградская", снуют носильщики. Я ныряю в метро.
Длиный переход, небольшой эскалатор, красная буква "М", электрический запах - и я на станции "Комсомольская-радиальная". Это одна из моих любимых станций. Построенная в 1930-х годах, она до сих пор впечатляет своим великолепием. Узенькие балконы по краям придают этой монументальности некий уют, занимая не последнее место в распределении пассажиропотока. Невольно сравниваешь с нашим метро. В памяти всплывают станции первого пуска - "Автово", "Пушкинская", "Нарвская".
Народу: Очень длинные очереди на переход, толпа при входе в поезд. Голос диктора незнакомый, но все остальное, вплоть до запаха - такое родное! Невольно засомневаешся, а где это я? Все то же самое, те же тоннели, тот же поезд, такие же люди - но все другое!!! Само ощущение подземки не то. В Москве метро - это "вставная челюсть" в организме города. Это инородное тело призванное выполнять свою функцию изо всех сил, пока не сломается. Здесь нет четкого понятия метро, оно размыто. Размыто рекламой, количеством линий и станций, монуменьтальностью, некой доморощенностью. Оно здесь несколько игрушечное: Продукт зрелого коммунистического строя, система "Пан или Пропал", русская рулетка в лучшем проявлении! Кто сможет разобраться в этом хитросплетении тоннелей. Кто поможет мне выбраться, кто!!! А! А! А!:
И тут же, метро выплевывает тебя из своего чрева, как отлив на морском побережье, ты вместе с толпой оказываешься на улице огромного мегаполиса сталинской эпохи: Тебе понравилось? Ты хочешь назад, пройдя одну две улицы, ты опять в метро и история повторяется от начала до конца.
Как всегда и везде нужно проявлять чувсто меры. Иначе наступит пресыщение, и метро высосет все силы. Поверьте, он на это способно. Более того - долго там находится не стоит. Но оно зовет к себе, зовет, и скульптуры на центральных станциях завлекают тебя вовнутрь, показывая свои дворцы, раскрывая свои тайны, поезд мигает подбитым глазом, и захлопнув за тобой дверь везет на окраину. А там вся монументальность и напыщенность центрального метро пропадает. Там влавствует эргономика, функциональность, и практичеки полностью отсутствеует тайна метро.
Там не интересно. Там однообразно. Зеркально-подобные станции, настойчиво повторяют друг друга, и превращяются в конструктивную кашу.
В этом отличие Московского метро - оно безмерно, не ограничено и живет само по себе, да и не факт что живет вообще.
Естественно за таким огромным организмом трудно уследить. Очень много грязи, вагоны исписаны маркерами, баллонами, на переходах сидят БОМЖи и гостарбайтеры. Цыгане просят мелочь, но при виде милиционера, тут же исчезают в толпе. Вообще попрошайничество там очень распространено. У нас как-то меньше.
Конечно радует доступность любого места на карте города. Метро есть практически везде. Оно занимает первое место среди всего транспорта города. В Санкт-Петербурге, увы, во многие районы приходится добиратся наземным транспортом который, вдобавок, не постоянен.
Еще один приятный момент Москвы - метро работает до часу ночи. В то время как у нас только до четверти первого. Конечно, это удобно. Но все равно есть такие, которые опаздывают на метро. Они будут опаздывать на него всегда, закрывалось бы оно в два, в три ночи - без разницы.
В центре, почти все станции неглубокого залегания, это удобно особенно когда спешишь. Не надо долго бежать по эскалатору, толкая всех.
Очень много станции с двумя, а то и тремя выходами. Здесь не задумываясь можно следовать толпе. Вместе с ней ты всегда выберешся из метро. Таков закон Москвы:
Прощаясь с московским метро, я обязательно оставляю карточку с одной, двумя неиспользовнными поездками. И пока не истек срок годности, чевствую себе связанным с метро на какое-то время. Ты как-будто еще там, еще внизу, еще в метро:
Маршрут №431
С утра он встал с ощущением тогда, что сегодня должно, что-то произойти. Сегондня, а не завтра. Именно сейчас. Этот день единственный. Он не понимал, откуда это чувство? Попытки проанализировать состояния оказались безуспешными. Ничего не предвещало перемен:
Его звали Сергей. Он был обычным машинистом питерского метро, каких много. Машинистом он стал недавно, ровно год как его перевели из Депо-ТЧ3, в депо "Выборгское" на должность машиниста. До того он служил в железнодорожных войсках, работал пожарником, играл на бас-гитаре в группе.
Однажды ему все надоело, и он пошел на курсы машиниста. Ему нужна была профессия, для которой экстремальная обстановка это большая редкость. Он знал -метро стабильно. Сел, надавил на рычаг, поезд тронулся: Следи за автоматикой, да и все. Но эта увереннось пришла к нему только через полгода работы машинистом. Он знал, что так будет. Он стремился к этому. Почему? Видимо у него не осталось сил боротся с современным миром. Он избегал его, прячась в тоннелях метро. И ему было легко. Он спокойно спал, пил ел, и прочее: Но сегодня:
Выйдя из дома, он направился к остановке трамвая. Загремев, трамвай тронулся. Доехав до метро, он спустился вниз, сел в подъезжающий состав, и минут через двадцать был на работе.
Зайдя в комнату дежурного, он услышал новость, что сегодня открывается новый, Фрунзенский радиус питерского метрополитена. И его, как образцово показательного машиниста, отправляют вести первый поезд, с администрацией города.
Он не придал этому ни какого значения, и прошел к новому составу, который специально пригнали в депо ночью.
На лобовом стекле висела табличка - "маршрут №431". Это значило, что состав принадлежит четвертой ветке, и порядковы номер у него 31. Сергей залез в кабину, проверил давление, состояние автоматики. Запыхавшийся инструктор объяснял ему особенности нового поезда. Прослушав инструктора, он достал книгу. До отправления еще было время, и он решил немного почитать. Книга была о золтоискателях. О морозах Аляски, о собачьих упряжках, о мужестве суровых людей, об их преданности и дружбе:
Вскоре его оторвал от чтения голос диспетрчера:
- Маршрут 431, маршрут 431, на линию! Стрелка направо, путь номер 1,
Следуйте без остановок до станции "Невский проспект". Затем в межлинейник, на четвертую линию. На "Садовой" забираете делегацию, и по первому пути в сторону "Звенигородской". Будте внимательны, на перегоне "Садовая" - "Звенигородская", часть пути укладывали ночью, аврал сами понимаете. Путь не обкатан - вот такая наша страна: Следите за ситуацией. Могут быть неожиданности. До связи.
- Машинист - понял, до связи - ответил Сергей, и дотронувшись руками до торпеды.
Плавно тронувшись, состав двинулся в путь по второй ветке метро. До "Невского" доехал спокойно, без проблем. Табличка - "Обкатка" позволяла проезжать станции без остановок, а погашенный свет в вагонах, убеждал пассажиров на стациях не приближаться к составу.
Чувство тревоги нарастало. Он думал про путь перегона. Почему строили ночью, раньше времени не было? Но стройку гнали, хотели сдать к очередному юбилею города, но и так просрочили, и поэтому спешили как никогда.
Поразмышляв, он отбросил все свои мысли в удаляющийся тоннель, и направился в сторону "Садовой".
На станции творился ажиотаж. Цветы, подарки, почетный караул, губернатор, свита. Все они ждали пуск первого поезда, и являлись первыми пассажирами новой ветки.
И вот вдали показались огни приближающегося поезда. Все дружно зааплодировали, заиграла музыка. Состав подъехал, и остановился точно - первая дверь напротив губернатора города. Затем была произнесена торжественная речь, во время которой Сергей опять успел немного почитать. Он хотел вздремнуть, но голос диспетчера, не дал ему этого сделать.
- Маршрут 431, приготовтесь, не забудьте перевести стрелку - и путь
до Звенигородской свободен. Помните, на вас лежит огромная ответственность. Стрелка - помните!
- Машинист - вас понял.
В дверь постучали. Он открыл. В кабину зашел замначальника метрополитена, и майор милиции.
- Трогай, - сказал майор.
Поезд сдвинулся с места, и первый состав заскрипел по свежим рельсам нового тоннеля.
Все шло хорошо. Сергей ехал со скоростью тридцать километров в час.
Замначалника попросил прибавить. Прибавив, Сергей уставился в лобовое стекло и задумался.
Ему был непонятен ажиотаж вокруг нового радиуса. Ну новое метро, да хорошо, ну и что? Его прагматичный ум невозможно было удивить. Удивлени погибло еще давно, в то время когда он служил в Москве, в Щелково. Тогда удивлятся приходилось многому. Потом была Чечня:
:его голова опускалась все ниже, он уже не следил за дорогой, лишь руки автоматически лежали на рычагах управления. Он не слышал криков майора и замначальника, он не реагировал на приказы диспетчера затормозить: он забыл перевести стрелку. Поезд въехал не в тот тоннель. На полной скорости состав летел в тупик.
Ветер, задувавший из открытого окна, трепал волосы на голове Сергея, тормошивший его майор не замечал слетевшей фуражки, замначальника тупо смотрел вперед и ждал разрешения ситуации.
Вдруг в голове Сергея раздался взрыв. Чутье опастности вытащило его из глубин подсознания. Мгновенно очнувшись, он сходу понял опастность ситуации. Медленно тормозя мотором, пневматикой он следил за приближающейся бетонной перегородкой:
Взвизгнув, состав остановился в двух метрах от тупика:
Чувства покидали машиниста. В полубреду, он осознал свое положение, он понял, что вся его жизнь была прелюдией к случившемуся. Вся безответственность его поступков, шаг за шагом предупреждали его. Он не понимал. И теперь поплатился за беспечность.
Свет погас. Его игра в прятки с жизнью была проиграна. Навсегда:
Заключение
Не бойтесь, это случается очень редко, да вообще, за всю историю советского, и российского метро таких ситуаций небыло. Это всего лишь выдумка, плод моей фантазии. Рассуждение на тему:
Ведь метро это не такая уж и загадка, там все понятно, все про все известно. И нет там ничего особенного: не так ли?
Тимофеев Владимир