Часть 1
15 ноября 1955 года был открыт Ленинградский метрополитен. На нем была применена система питания моторных электровагонов постоянным током напряжением 750 В от контактного рельса, которая хорошо себя зарекомендовала на Московском метрополитене. Подвижной состав был изготовлен Мытищинским машиностроительным заводом, а электрооборудование для него изготавливалось Московским заводом "Динамо" им. С.М.Кирова, тормозное оборудование поставлял Московский тормозной завод. Колесные пары для вагонов изготавливались заводом по ремонту электроподвижного состава Московского метрополитена (ЗРЭПС).
На метрополитенах с самого начала производства было принято следующие обозначение подвижного состава. Отличие от железных дорого заключалось в использовании понятия "тип". Для обозначения разных типов электровагонов, до введения единой нумерации в 1976 году применялись только заглавные буквы (А, Б, В, Г, Д, Е, И) или же сочетание букв и цифр (В1, В2, В3, В4 - бывшие немецкие вагоны М5). Для отличия разновидностей типов добавлялись нижние индексы в виде букв меньшего размера или комбинации букв и цифр (ЕМ, ЕМА, ЕМХ, ЕЖ, ЕЖ1, ЕЖ3, ЕМ501, ЕМА502). Обозначения типа вагонов ставились на специальной табличке, расположенной в пассажирском салоне над дверью в кабину вагона (мосле модернизаций и капитальных ремонтов таблички переносились или вообще пропадали). С 1976 года вагонам начали присваивать собственные заводские обозначения, в которых первое число "81" обозначало принадлежность подвижного состава к метрополитену. После этого вагоны типа Г стали обозначаться вагон модели 81-701.
Сразу после открытия Ленинградского метрополитена, на единственной линии Автово - Площадь Восстания работали составы состоящие из четырех вагонов типа Г (81-701). Поезда ходили либо по всему маршруту, либо оборачивались на станции Нарвская. Для информирования пассажиров на станции Площадь Восстания имелось табло, на котором в зависимости от конечной станции следования загоралась определённая надпись. Наверху короба было написано "Поезд следует до станции". На станции Автово сохранился такой короб с одним отличием, что на нем написано "Посадки нет". Вероятно, что подобное устройство имелось и на станции Нарвская.
На головных вагонов, там где сейчас в вагонах типа Е* можно увидеть прожекторы, располагалось название депо "Автово". Отправление поездов осуществлялось по сигналу дежурной по станции, после того, как она убеждалась в полной посадке пассажиров.
Первые 32 вагона типа Д, изготовленные в 1956 году Мытищинским вагоностроительным заводом были поставлены на Ленинградский метрополитен.
В апреле 1961 года на Ленинградском метрополитене была открыта Московско-Петроградская линия (Технологический институт - Парк Победы), на которой одна из станций была так называемой "горизонтальный лифт".
В 1968 году производство вагонов для метрополитена начал изготавливать Ленинградский вагоностроительный завод им. И.Е.Егорова. Тележки для вагонов поставлялись Мытищинским вагоностроительным заводом.
Владимир Фёдоров