В связи с предстоящим пуском станции "Комендантский проспект" службой подвижного состава ГУП "Петербургский метрополитен" было поручено ЗАО "Вагонмаш" разработать новый экстерьер для новых головных вагонов. В итоге в 2004 году были выпущены первые вагоны мод. 81-540.8/541.8. Головные вагоны имеют увеличенную кабину машиниста по сравнению с базовой моделью 81-717.5/540, габаритные размеры идентичны кабине опытных вагонов мод. 81-550/540.1. Торец кабины имеет поворотную эвакуационную дверь. В крышу головных вагонов над кабиной вмонтирован кондиционер фирмы "БСК", который зарекомендовал себя не с лучшей стороны в процессе эксплуатации - машинист поезда при проезде автоматической мойки промокал "до нитки", в последствии воздухозаборник был заткнут "кустарными" методами. Первые 5 головных вагонов имели цельнометаллические кабины, украшенные композитными накладками (вагоны №№10280-10281 имеют накладки белого цвета, №№10282-10284 - синего, под цвет кузова), помимо этого на эти вагоны устанавливались фирменные пластиковые кожухи на зеркала, которые практически сразу при поступлении в ТЧ-6 Выборгское были сняты. Начиная с шестого вагона №10285 появилась стеклопластиковая маска, разработанная и изготовленная фирмой "Автокомпозит". Автор декоративного обвеса для первых пяти вагонов и маски последующих - дизайнер Денис Висельский. Новая маска на 81-540.8 была поставлена в качестве эксперимента перед тем, как ее использовать на вагонах для Казанского метрополитена (81-553.3/554.3/555.3), представленный первичный вариант с кузовами от первых цельнометаллических 81-540.8 руководству города не понравился. Помимо маски на вагонах №№10285-10286 и их промежуточных вагонах №№11504-11507 был установлен впервые новый композитный салонокомплект разработанный также фирмой "Автокомпозит". На этих вагонах цвет панелей салонокомплекта салатовый, антивандальные диваны имеют мягкие тканевые зеленые сидения (которые, к сожалению, позднее были частично заменены на стандартные синие или коричневые), имеются вертикальные поручни. На последующих вагонах вертикальные поручни были упразднены по требованиям безопасности, панели салонов стали окрашиваться в серый цвет, на вентиляционных прорезах появились пластиковые накладки, диванные блоки стали поставляться в стандартной конфигурации с синими сидениями. Первый состав с новыми масками также известен как "губернаторский" состав. 2 апреля 2005 года губернатор города В.И.Матвиенко открывала в этом составе продление Приморского радиуса от станции "Старая деревня" до новой станции "Комендантский проспект". Маски головных вагонов №№10285-10286 имеют двухцветное окрашивание: центральная часть и лоб окрашены кремовой краской. По просьбе метрополитена на последующих головных вагонах двухцветная окраска была убрана, но вагон №10303 тем не менее пришел в депо с покрашенной лобовой частью.
Все вагоны модели 81-540.8/541.8 поступали с завода в ТЧ-6 "Выборгское" для эксплуатации по Правобережной линии. После открытия станции "Спасская" и соответствующего разделения линий вагоны этих моделей были переданы в ТЧ-5 "Невское" для обслуживания на укороченной Правобережной линии.
В сентябре 2019 года все 14 головных вагонов модели 81-540.8 были переданы в ТЧ-7 "Южное" для последующей консервации. Промежуточные вагоны 81-541.8 остались в работе составах с другими головными вагонами. Службой подвижного состава ГУП "Петербургский метрополитен" в 2019-2020 гг. также прорабатывался вопрос о переоборудовании головных вагонов в промежуточные путем демонтирования масок и последующей наварки торцевых стен.
10280-10286, 10302-10308
11496-11507, 11530-11545
Фрунзенского-Приморская линия (Линия №5) - только промежуточные вагоны 81-541.8
2004-2005
2004-2005