В связи с предстоящим открытием в августе 2005 года первой очереди Казанского метрополитена с ЗАО "Вагонмаш" был заключен контракт на разработку и изготовление новой модели вагонов метро. Первоначально планировалось взять в качестве шаблона 81-540.8 со стальной кабиной. Когда эскиз показали полпреду президента респ.Татарстан Камилю Исхакову, тот был неприятно удивлён и настоял на том, чтобы маска головного вагона была полностью переработана. Конструкторское бюро ЗАО "Вагонмаш" обратилось за помощью к своим коллегам из фирмы "Автокомпозит", где в кратчайшие сроки была разработана и изготовлена новая стеклопластиковая маска. В качестве эксперимента она была поставлена впервые на вагоны петербургского заказа модели 81-540.8 №10285-10286. В состав нового поезда входит 3 модели вагонов, а не 2, как обычно: 81-553.3 - головной моторный, 81-554.3 - промежуточный моторный и 81-555.3 - промежуточный прицепной. 4 вагонный состав формируется по схеме: 553.3+554.3+555.3+553.3.
От петербургской модификации казанские метровагоны имеют большое количество отличий. Во-первых стоит отметить, что вагоны имеют асинхронный привод чешской фирмы "Skoda Transportation s.r.o.", но в отличие от более раннего асинхронника для киевского метрополитена 81-553.1/554.1/555.1 было решено сэкономить на системе управления - на казанскую модификацию была поставлена отечественная система, изготовленная НИИТМ. Скупой платит дважды, говорит мудрая поговорка - из-за сиюминутной выгоды вагоны получились очень ненадежными. Система управления постоянно конфликтует с чешскими подвагонными контейнерами. Что касается салонокомплекта, то он идентичен установленным на первых двух составах из вагонов 81-540.9/541.9 - вентиляционные каналы закрыты мелкой металлической сеткой. Цвет панелей композитного материала серый. В отличие от петербургских вагонов в салонах вагонов 81-553.3/554.3/555.3 ставились дополнительно вертикальные поручни на площадках у автоматических дверей, а также цифровая информационная система фирмы "Сармат" (бегущая строка). Перед выбором схемы окраски кузовов вагонов было разработано порядка 10 различных вариантов, но к сожалению решили остановиться на самом простом - полностью белый окрас. По загадочным причинам последний, пятый состав был окрашен серой эмалью. Воздухозаборники на крышах вагонов были закрыты декоративными композитными накладками, что вкупе с маской образовывали достаточно гармоничное сочетание.
Для проведения испытаний один состав вагонов 81-553.3/554.3/555.3 был отправлен в ТЧ-4 "Северное" ГУП "Петербургский метрополитен". Сперва на территории депо проводилась наладка нового состава, затем начались обкатки по парковым путям. Последним этапом испытаний стали поездки ночью по Кировско-Выборгской линии от станции Девяткино до станции Академическая. За время испытаний было немало и курьезных ситуаций. На одном из вагонов были перепутаны провода на двигателях таким образом, что один из 4 двигателей вращался в обратную сторону. Понять это смогли к сожалению не сразу. Самостоятельно поезд смог доехать до Академической, обернуться и доехать до Гражданского Проспекта, а подняться к Девяткино состав уже был неспособен. У машинистов и группы наладчиков возникла паника - состав обкатывался в ночное окно и было достаточно немного времени, чтобы уехать обратно в депо. Поскольку состав был нагружен мешками с песком, было принято решение избавиться от балласта - содержимое салонов срочно было выкинуто в тоннель, но на удивление обкатывающих это не помогло. Состав откатывался назад к Гражданскому Проспекту и снова пытался разгоняться. Но всё было без толку, помог только электровоз. Еще один забавный момент произошел при сдаче вагонов полпреду Исхакову. Мешки с песком, которыми нагружали вагоны, промокли и стали источать страшный запах тухлости, который не смогли выветрить даже на заводе на презентации. Буквально за несколько часов до презентации вагоны были полностью по несколько раз перемыты химическими растворами, но запах был неубиваем. Неудивительно, что с заказами новых сплоток для казанского метрополитена Татарстан не очень торопится.
10287-10296
11513-11514, 11516, 11518, 11520
11512, 11515, 11517, 11519, 11521
2005
2005
2005