В 1989 году впервые в СССР на заводе им.И.Е.Егорова был создан опытный трехвагонный состав с асинхронными тяговыми двигателями. Новым вагонам в качестве названия были даны две литеры ЭС с номерами 719 и 720. ЭС-719 - моторный промежуточный, ЭС-720 - моторный головной. Испытания проходили в депо "Автово" на тот момент еще Ленинградского метрополитена. Один из головных вагонов был оборудован опытными тележками с гнутым поясом и центральным пневмоподвешиванием. В связи с постоянными поломками, которые неизбежно возникают у любой новой разработки, а также из-за тотальной разрухи в экономике города и всей страны в целом в те времена, работы по доработке этих вагонов были остановлены. Вагоны долгое время простояли без надобности в депо, после чего в 1996 году были обратно возвращены на завод, где после демонтажа опытного оборудования и установки стандартного вагоны получили новые модели. В 1997 году вагон модели ЭС-719 №8277 стал 81-541 №11406, а головные вагоны ЭС-719 №8922 и №8929 превратились в 81-540 №10225 и №10226, которые по сегодняшний день можно встретить на Фрунзенско-приморской линии петербургского метрополитена вместе с вновь собраными для них тремя промежуточными вагонами №11405, 11427 и 11428.
Опытные вагоны имели нестандартный светло-синий окрас кузовов, крыша вагонов была выкрашена в темно-серый цвет. Двери вагонов были окрашены светло-серой краской, также, как и маска головных вагонов. Первое в стране асинхронное оборудование было настолько большим, что у конструкторов завода не было возможности всё уместить в подвагонном пространстве как на серийных вагонах с двигателями постоянного тока, поэтому часть оборудования пришлось поместить на крышу вагона, а часть в салон.
8277
8922 и 8229
1989