26 августа 2022 года ГУП "Петербургский метрополитен" заключило лизинговый контракт с АО «Трансхолдлизинг» - дочерней структурой холдинга "Трансмашхолдинг". Таким образом, поставка вагонов проекта "Балтиец" в подземку Санкт-Петербурга стала первым беспрецедентным случаем приобретения вагонов в кредит - в соответствии с условиями лизингового соглашения и процентной ставки 7,8% до 2046 года метрополитен должен заплатить за условно оговоренные 950 вагонов (конкретное количество будет определяться актуальной экономической обстановкой в стране, размерами затрат на производство) в два раз больше, чем если бы вагоны приобретались без привлечения заемных средств. Поставка вагонов запланирована в период с 2022 по 2031 год. В план-графике утвержден следующий порядок поставки новых вагонов: с 2022 по 2025 г. включительно новые вагоны будут приходить в ТЧ-1 "Автово" для обслуживания Кировско-Выборгской линии (Линия №1), с 2026 по 2030 включительно поставка вагонов будет осуществляться в ТЧ-6 "Выборгское" для замены подвижного состава на Московско-Петроградской линии (Линия №2), разово в 2025 (1 состав) и с 2030 по 2031 г. поставка запланирована в ТЧ-7 "Южное" для работы на Фрунзенско-Приморской линии (Линия №5).
Подготовительными работами к появлению в метро вагонов "Балтиец" можно считать разработку технического задания для новых вагонов под девизом "Вагон-2020", которая началась в 2018 году. Несмотря на то, что на тот момент официально не проводилось каких-либо конкурсов, определявших поставщика нового подвижного состава, два ключевых игрока рынка ранее осуществлявших поставку вагонов в ГУП "Петербургский метрополитен" - Трансмашхолдинг и ООО "Вагонмаш" - вели со своей стороны подготовку потенциальной модели нового поколения для участия в конкурсе. 20 июня 2019 года в Санкт-Петербурге в комплексе Экспофорум на выставке SmartTransport-2019 на стенде АО "Октябрьский электровагоноремонтный завод" (АО "ОЭВРЗ") был представлен полноразмерный макет головного вагона (в половину длины), в котором был продемонстрирован ряд новых технических решений для потенциально нового вагона подземки. Так, в частности на макете, названного "Вагон-2020", демонстрировались дверные створки увеличенной ширины, причем в двух разных исполнениях - с шириной проема в свету 1400 и 1600 мм. При этом сами створки были на внешней подвеске, как немного позднее было реализовано на серийных вагонах 81-775/776/777 "Москва-2020". На вагоне также был представлен образец крупного дисплея, встроенного в одно из больших окон позади шестиместного дивана. Наддверные табло с жидкокристаллическим экраном большой площади повторяли решения, используемые серийно в вагоне мод. 81-765.4/766.4/767.4 "Москва-2019". Экстерьер кабины, разработанный испанскими дизайнерами, визуально имел приятную и, возможно, неосознанную отсылку к некоторым редким моделям вагонов, которые эксплуатировались в Петербургской подземке (например, 81-550 или 81-540.8) за счет увеличенной в размерах кабины и рубленных граней или на один из концептов перспективного вагона лондонской подземки.
Изначально приобретение новых вагонов для ГУП "Петербургский метрополитен" планировалось осуществить по привычной схеме путем проведения конкурса для выбора производителя и оплаты вагонов за счет адресной инвестиционной программы Санкт-Петербурга. По такой схеме в 2021 году обсуждалось приобретение 320 вагонов в рамках грядущего празднования 320-летнего юбилея Санкт-Петербурга, однако после инициативы председателя совета директоров АО «Трансмашхолдинг» Андрея Бокарева, озвучившего письменно идею Президенту Российской Федерации о задействовании Фонда национального благосостояния для приобретения в кредит новых вагонов метро для петербургской подземки, было принято решение о бесконкурсной поставки вагонов от единственного производителя - Трансмашхолдинга. Таким образом, у второго производителя - ООО "Вагонмаш", ранее поставившего в ГУП "Петербургский метрополитен" 34 составов проекта "НеВа" в трех модификациях, не осталось возможности предложить свой новый проект под условным названием "НеВа-2", работы по которому велись активно в связи с производством вагонов схожей компоновки для Варшавского метрополитена (Проект Škoda Varsovia).
Конструкторская документация на вагоны 81-725/726/727 была разработана в 2020-2021 гг. В связи с утратой актуальности прежнего девиза "Вагон-2020" было введено новое проектное наименование "Смарт-вагон". Производство вагонов началось до формального подписания контракта еще в январе 2022 года. Уже в марте был построен кузов промежуточного вагона. В июне на площадке Метровагонмаша ожидали сборки уже несколько кузовов вагонов проекта "Балтиец" (на тот момент этого названия еще не было).
Вагоны моделей 81-725/726/727 не являются в чистом виде новой моделью и по сути представляют вариацию вагонов проекта "Москва" - 81-765/766/767 и 81-775/776/777, нашедших широкое распространение в метрополитенах Москвы, Баку, Казани и Ташкента. Существенных отличием кузовов вагонов для Петербурга является отсутствие сквозного прохода между вагонами состава - вагоны исполнены с торцевыми стенами необычной для отечественного вагоностроения конфигурацией - без окон по бокам, но с рекордно широкой торцевой дверью с низким остеклением. Не получили вагоны и кондиционеров для пассажирского салона - вместо них воздухообмен и температурный режим призвана обеспечить система принудительной вентиляции. Также как и на головных вагонах линеек 81-556 и 81-722 кабины головных 81-725 оборудованы кондиционером для машинистов.
Вагоны "Балтиец" стали первым в Петербургском метрополитене подвижным составом, в котором были применены прислонно-сдвижные двери, за счет чего незначительно увеличилась величина дверного проема в свету (1400 мм против 1300 мм у вагонов предыдущих серий). Считается, что это может обеспечить более быстрое время пассажирообмена на станциях. Снаружи и внутри дверные створки оборудованы светодиодной подсветкой в виде вытянутой линии, которая предупреждает пассажиров о закрытии, загораясь красным.
В интерьере вагонов заметна работа дизайнеров, что особенно контрастирует в сравнении с вагонами проекта "Юбилейный" и его модификаций, где салон, разработанный в сжатые сроки и использующий ряд элементов широкого потребления, выглядит достаточно невзрачным. Для вагонов был разработан дизайн-проект, в рамках которого были созданы с нуля все элементы интерьера, включая стеновые панели, потолочные фризы, формы поручней, фурнитуры дверных ручек и пр. Потолочные светильники, а также контрастные фигурные вставки в линолеумное покрытие пола выполнены в виде двояковогнутой линии, символизирующий один из хрестоматийных символов Санкт-Петербурга - образ разводных мостов над Невой. Этот же прием был использован в патерне для декорирования материала обивки сидений вагонов. Иначе и более разумно была осмыслена зона размещения маломобильных пассажиров, расположенная в головных вагонах у первых дверных проемов ближе к аппаратной перегородке. В отличие от четырех "гладильных досок", занимающих значительное пространство в салонах вагонов мод. 81-722.1/723.1/724.1 и 81-722.3/723.3/724.3 и затрудняющие проход и размещение пассажиров, в "Балтийце" для размещения пассажира на коляске предусмотрено только одно место, которое огорожено со стороны двери мягкой спинкой, не мешающей проходу пассажиров. Также в этой части салона в соответствии с Техническим заданием было установлено три откидывающихся сидения, которые гипотетически позволяют незначительно увеличить вместимость вагона (на практике такое не встречается - пассажиры добровольно не отказываются от использования сидений даже в условиях максимальной загруженности вагона). В торцевых частях вагонов в зоне, где на вагонах предыдущих серий размещалось по два дивана на 2 или 3 пассажира, в 81-725.1/726.1/727.1 в правых частях сидения отсутствуют - вместо них, как часть идеи о повышении вместимости вагона, установлена упорная зона для стоячих пассажиров с мягкими текстильными вставками.
Отдельного внимания заслуживает история с появпением USB-зарядок в салонах вагонах. Изначально, еще на этапе формирования Технического задания требования к заряжающим устройствам закладывались - розетки фигурировали в дизайн-проекте 2021 года. Однако в первом составе и трех последующих их не оказалось. Представители ГУП "Петербургский метрополитен" во время презентаций нового подвижного состава в ответах на вопросы журналистов уклончиво уходили с темы, ограничиваясь репликами о том, что в вагоне технологически вопрос оснащения USB-розетками проработан и их установка возможна в дальнейшем. Тем не менее из-за возмущения активных граждан, оставлявших свои предложения в социальных сетях представителей исполнительной государственной власти в Санкт-Петербурге, метрополитену совместно с производителем по линии города поручили проработать вопрос об установке розеток. Начиная с третьего состава (головные секции №№25005-25006) панели с розетками стали устанавливать на заводе, а на первых двух составах устройство были смонтированы уже в условиях депо.
По инициативе ГУП "Петербургский метрополитен" на этапе производства первого состава было сменено обозначение моделей вагонов с присвоением модификации .1, по аналогии с вагонами 81-722.1/723.1/724.1 и 81-722.3/723.3/724.3, где цифра после точки призвана обозначить номер линии, на которой вагонам предстоит работать. Помимо того, что данное решение противоречит общепринятой машиностроительной практике, в будущем с учетом длительного, почти полувекового срока службы вагонов, возможна передача подвижного состава на другие линии, из-за чего логика наименования окончательно потеряет смысл. Аналогичное спорное решение по окрашиванию вагонов под цвет линии перешло также к вагонам 81-725.1/726.1/727.1, в окрасе которых появились красные элементы в цвет Кировско-Выборгской линии (Линия №1).
Первый восьмивагонный состав из вагонов модели 81-725.1/726.1/727.1 прибыл ТЧ-1 «Автово» 6 сентября 2022 года.13 сентября в ТЧ-1 "Автово" состоялась презентация нового поезда, на которой было официально объявлено о присвоении модели собственного имени "Балтиец", Этим названием метрополитен хотел своеобразно отдать честь Балтийскому флоту, морякам и их подвигам в разные исторические эпохи — так было пояснено начальником метрополитена Евгением Козиным на презентации.
В процессе выпуска вагонов вносились незначительные изменения в конструкцию. Так, начиная с пятого состава, кабину машинистов головных вагонов (№№25009-25010) начали оборудовать пультами управления и верхним подоконным табло в корпусах черного цвета. До этого эти элементы выполнялись в сером цвете. Также на вагонах менялись приводы дверей: вагоны первых трех составов оборудовались импортными створками компании IFE, с 4 по 6 состав включительно в вагонах устанавливали отечественные механизмы компании КМТ и, начиная с седьмого состава, дверные механизмы стала поставлять компания Camozzi, остекление которых стало уже. С 6-го состава монтаж дверных створок стал производиться уже в Санкт-Петербурге, в связи с чем недособранные окрашенные кузова, произведенные в Мытищах, стали перегоняться на АО "ОЭВРЗ" с закрытыми щитами дверными проемами. Начиная с 11-го состава вагоны стали приезжать на досборку на АО "ОЭВРЗ" без смонтированных салонокомплектов.
25001-25026
26001-26052
27001-27026
2022-по настоящее время