![]() |
![]() |
![]() |
Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОАО «ОЭВРЗ»), основной деятельностью которого было проведение среднего, капитального и капитально-восстановительного ремонтов для электропоездов и магистральных пассажирских вагонов железных дорог, в 2011 году начал пробное освоение сборки вагонов метрополитена, разработанных на ОАО «Метровагонмаш» (г.Мытищи, Московская область) - крупнейшего производителя вагонов метро в Российской Федерации и СНГ.
Мытищинский завод в 2010 году выпустил первый состав новой модели 81-760 (головной) и 81-761 (промежуточный), который предполагался как возвращение к классической компоновке кузовов вагонов метрополитена с установкой асинхронного тягового привода. Предыдущая модель завода - 81-740/741 «Русич» (с различными модификациями) не удовлетворяла ряду требований, выявленных уже в процессе эксплуатации данного подвижного состава. Вагоны 740-ой серии выделяются среди остальных вагонов метрополитена своей нестандартной длиной (в 1.5 раза длиннее) и наличием узла сочленения. Модель 81-760/761 являет собой кузов в классических отечественных габаритах (длина головного вагона 20120 мм) с основным оборудованием от предыдущей модели - 81-740.4/741.4. Кузова новых вагонов цельнометаллические с четырьмя дверными проёмами с каждой стороны. Каждый вагон модели 81-760/761 оснащен блоками кондиционирования воздуха с системой обеззараживания (ультрафиолетовое просвечивание пространства выводящих каналов). По аналогии с вагонами «Русич» реализовано решение автоматических дверей - они выполнены в виде прислонно-сдвижной конструкции с финскими дверными створками механизмами фирмы Tamware. Одна из двух дверных створок каждого проема оборудована с двух сторон кнопкой адресного открытия дверей, однако пассажирская эксплуатация вагонов 81-760/761 на Московском метрополитена показала, что данное техническое решение не рационально ввиду большого пассажиропотока в течение практически всего дня и особенностей национального менталитета и культуры. Вагоны модели 81-760/761 начали массово производиться в начале 2012 года и стали закупаться Московским метрополитеном для замены парка подвижного состава на Калининской и Серпуховско-Тимирязевской линиях. В конце 2012 года один состав из вагонов модели 81-760/761 был отправлен на опытную эксплуатацию в Бакинский метрополитен (Айзербаджан). Несмотря на прохождения бакинских машинистов и представителей эксплуатации на аналогичных вагонах московского метрополитена, в процессе опытной пассажирской эксплуатации встретились серьезные проблемы: отказы дверных механизмов, отлом всех креплений тягового электродвигателя с повреждением колесной пары и др. Стоит отметить, что и в Москве на вагоны данной модели по-прежнему имеются нарекания - на линиях, на которых эксплуатируются 81-760/761, часты сбои подвижного состава, За первый год эксплуатации вагонов данной модели имели место взрезы стрелочных переводов, отказы оборудования, выгорание подвагонного аппарата, поломки кондиционеров. Первые вагоны модели 81-760/761 поставлялись без форточек в боковых больших окнах, однако частые выходы из строя систем кондиционирования, ее слабая производительность привели к появлению форточек: сначала 4, а затем и 6. В первые месяцы эксплуатации на новых вагонах также было замечено резкое торможение - машинисты жаловались на сложный контроль процесса, вследствие неотлаженности оборудования. Это отчасти можно оправдать массовостью поставок - в 2012 году Мытищинский завод работал на пределе своих производственных мощностей, для производства кузовов, а затем и полной сборки, подключился дружественный Тверской вагоностроительный завод (ОАО «ТВЗ»).
Модель 81-780/781 конструктивно является полной копией вагонов модели 81-760/761. Производство вагонов метро с асинхронным тяговым приводом на площадке ОАО «ОЭВРЗ» было обусловлено конкурсом, объявленного в июле 2012 года, на поставку 9 составов с АТД для Петербургского метрополитена. Ввиду большой загруженностью московским заказом, Мытищинский Метровагонмаш не стал принимать участие в данном конкурс, однако ТрансмашХолдинг (в состав которого входит ОАО Метровагонмаш» и ОАО «ОЭВРЗ») решил принять участие в конкурсе, участником которого стал Октябрьский электровагоноремонтный завод из г.Санкт-Петербург. На заводе не имеется собственного кузовного производства, поэтому было решено изготавливать кузова и тележки на родственном ОАО «Метровагонмаш», а конечную досборку осуществлять уже в Петербурге. Новые вагоны метрополитена с асинхронным тяговым приводом собранные на ОЭВРЗ по неведомому стечению обстоятельств получили новую модель - 81-780 - головной, 81-781 - промежуточный, хотя от базового 81-760/761 отличаются лишь элементами интерьера и схемой окраски. Вопреки расхожему мнению вагоны, вагоны 81-780/781 не уже 81-760/761 - подтверждением этому является тот факт, что кузовом первого головного 81-780 является кузов 81-760, на котором в 2010 году проводили стендовые испытания на прочность и жесткость на ОАО «Метрвовагонмаш». Интерьер вагонов 81-780/781 выполнен с использованием металлических панелей с порошковым покрытием (на 81-760/761 композитные панели), щековины сидений оформлены посредством листов калёного стекла, а освещение салона осуществленно с помощью светодиодных светильников в световых матовых каналах над сидениями. Также отличается на вагонах 81-780/781 и дверное полотно в торцах вагона. Также, как и вагоны модели 81-760/761, петербургские аналоги были оснащены бегущими строками, наддверными табло фирмы «Сармат» с указанием текущего положения состава на линии, системы видеонаблюдения и пр. Стеклопластиковая маска головных вагонов была также, как и московские образцы, оснащена антенной системы передачи видеосигнала с камер наблюдения. Петербургские вагоны отличаются и схемой окраски - кузова имеют многоцветное окрашивание: низ - светло-синий, верх - светло-серый, маска головного вагона с черным сектором и белая узкая полоса вдоль всего кузова на уровне середины боковины.
Поставка шестивагонного состава из вагонов модели 81-780/781 была осуществлена в феврале 2012 года. Сперва вагоны находились в ТЧ-6 «Выборгское», затем, 28 апреля 2012 года, состав отправили в ТЧ-5 «Невское», где в тот момент налаживался и проходил испытания состав конкурирующего производителя - вагоны 81-556/557/558 проекта «НеВа». После обкаток состава на парковых путях депо начались ночные обкатки новых вагонов с проведением испытаний на совместимость э/оборудования вагонов с системами ГУП «Петербургский метрополитен», тягово-энергетических испытаний, шумовых и пр. Во время ночных испытаний в перегонных тоннелях между станциями «Пионерская» - «Черная Речка», где имеется самый большой уклон профиля пути среди метрополитенов СНГ (60 тысячных), было выявлено ряд недостатков новых вагонов в части удержания порожнего состава на стояночных тормозах и подъем вверх по уклону. Помимо этого нарекания были вызваны нестандартным размещением скобы срывного клапана, невозможностью увязывания системы управления поезда с действующими на метрополитена Санкт-Петербурга системами безопасности и автоматического ведения. 9 июля 2012 года шестивагонный состав из вагонов модели 81-780/781, получивший название «Ладога», был отправлен на завод-изготовитель в соответствиями условия проведения конкурса на поставку. 23 августа 2012 года был объявлен победитель конкурса, которым стало ООО «Вагонмаш» с вагонами модели 81-556/557/558 проекта «НеВа». Были попытки передачи состава 81-780/781 на опытную эксплуатацию в метрополитени Казани и Минска, однако вплоть до начала 2015 года шестивагонный состав «Ладога» по-прежнему находился на ОАО «ОЭВРЗ».
В марте 2015 года состав «Ладога» был продан ОАО «Метровагонмаш» за 180 млн.руб после чего был разукомплектован и переоборудован для соответствия модели 81-760/761, поставляемой Московскому метрополитену. После перестройки, в ходе которой были поменян интерьер, а также пневматическое и электрическое оборудование, вагоны получили новую сквозную бортовую нумерацию 760-й модели: головные - №37269 и №37270, промежуточные вагоны №№30802-30807
1001-1002
0103-0106
2011-2012