![]() |
Вагоны типа Д стали поступать в Ленинградский метрополитен практически сразу после открытия, в 1956 году на смену морально устаревшим вагонам типа Г. По сравнению с предыдущей моделью новые вагоны получили новую сцепку Шарфенберга, избавились от бамперов на торцах. Кузов вагона остался по прежнему гладким. Гофрированные листы в качестве несущих элементов стали использоваться лишь c вагонов типа Е. На вагонах типа Д было установлено более совершенное на то время электро- и пневмооборудование, удалось снизить массу вагонов (36.2 тонны против 43.7 на вагонах типа Г).
Всего в Ленинградский метрополитен было поставлено 140 вагонов типа Д, которые эксплуатировались на двух линиях: Кировско-Выборгской и Московско-Петроградской. Снятие вагонов с пассажирской работы произошло в 1992 году. Последние вагоны были списаны в 1995 году, многие из них сохранились в виде кузовов-сараев на территории ТЧ-5 "Невское". Также имелась практика переделки вагонов типа Д в хозяйственные единицы метрополитена: состав-пылесос, грузовые вагоны и контактно-аккумуляторные электровозы (Эк/а).
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Отдельной строкой хочется отметить поезд-пылесос, который состоял из 3 вагонов типа Д. Два головных вагона состава были моторными, а промежуточный вагон - прицепной. В этом поезде было внедрено тиристорно-импульсное управление тяговыми двигателями, в связи с тем,что рабочая скорость состава-пылесоса должна была быть стабильной и составлять 5-7 км/час. В моторных вагонах в салоне располагались стойки с диодами и тиристорами, а также БПСН (блок питания собственных нужд) от вагонов ммод. 81-717/714. В одном из вагонов находилась измерительная мастерская в виде отдельного купе. В прицепном вагоне располагались два вентилятора с водяным фильтром, сопла для обдува стен тоннеля. Вентиляторы приводились в действие тяговыми вагонными двигателями через специальную муфту. Также в вагоне был компрессор для нагнетания воздуха в сопла. Поезд-пылесос был приписан к ТЧ-3 «Московское». Его опытная эксплуатация в основном проходила на Московско-Петроградской линии. Проработал состав до конца 1980-х годов, после чего судьба его неизвестна. На данный момент сохранился лишь один кузов из этого состава, который используется в качестве сарая внутри одного из нефов ТЧ-3 «Московское».
001- путеизмеритель, ТЧ-1 "Автово"
810- вагон-пылесос, ТЧ-3 "Московское" - порезан в апреле 2015 г.
812- электровоз Эка-08, ТЧ-1 "Автово"
823- бывший вагон восстановительного поезда АВФ. ТЧ-1 "Автово"
841- электровоз Эка-09, ТЧ-5 "Невское"
2277- грузовой вагон, ТЧ-5 "Невское" - порезан
2374- электровоз Эка-03, ТЧ-3 "Московское"
2462- электровоз Эка-07, ТЧ-3 "Московское"
2465- электровоз Эка-06, ТЧ-4 "Северное"
2466- электровоз Эка-05, ТЧ-6 "Выборгское"
2467- электровоз Эка-04, ТЧ-5 "Невское" - порезан в мае 2015 г.
2468- грузовой вагон, ТЧ-3 "Московское" - порезан в сентябре 2014 г.
807-1000, 2000-2468
1955-1963