В декабре 2007 года ЗАО "Вагонмаш" и чешской фирмой "Skoda Transportation s.r.o." было подписано соглашение о совместной разработке вагонов нового поколения, специально по заказу ГУП "Петербургский Метрополитен". В течение 2008 года была разработана техническая документация и в декабре петербургский завод приступил к сборке первого опытного вагона модели 81-558. Проект "Нева" предусматривал создание вагонов трех моделей: 81-556 - головной моторный, 81-557 - промежуточный моторный и 81-558 - промежуточный прицепной. Вагоны были оснащены чешскими тележками с пневмоподвешиванием и с асинхронным тяговым приводом. Система вентиляции принудительная, изготовленная фирмой ThermoKing. Остекление вагонов вклеенное, материал внешней обшивки - алюминий. ЗАО "Вагонмаш" могло выпускать новую модель ограниченными партиями, ввиду отсутствия места для размещения полного комплекса необходимого оборудования. Для массового производства этой модели требовался новый современный цех, который планировалось построить на территории Петербургского трамвайно-механического завода в 2010-2012 годах.
14 января 2011 года в цехе мелкосерийной сборки состоялась презентация 3 вагонов проекта "НеВа" с участием руководства ГУП "Петербургский метрополитен". На суд гостям было представлено по одному вагону каждой модели (556/557/558).
Первые три вагона модели 81-556/557/558 Нева были переданы в ГУП "Петербургский метрополитен" 25 марта 2011 года для прохождения полного цикла испытаний. В течение 2-х месяцев вагоны были обкатаны по парковым путям ТЧ-5 "Невское", а также в ночное окно между станциями "Рыбацкое" и "Обухово". 3 июля 2011 года ЗАО "Вагонмаш" передало ГУП "Петербургский метрополитен" следующие три вагона для продолжения обкаток и дальнейших сертификационных испытаний. С августа по декабрь 2011 года опытный шестивагонный состав проходит обкаточные испытания на парковых путях ТЧ-5 «Невское», а затем и в ночное окно на перегоне "Рыбацкое" - "Обухово". После успешного испытания в конце ноября 2011 года работы стояночных тормозов на уклоне 60% между станциями «Пионерская» и «Черная речка» вагонам проекта НеВа было выдано разрешение на полноценную обкатку по Невско-Василеостровской линии (от «Рыбацкого» до «Приморской») во внепиковое время (после 20:00). По программе испытаний, разработанной Всероссийским научно-исследовательским институтом вагоностроения, вагоны НеВа прошли цикл тягово-энергетических, тепловых испытаний, а также испытаний на электромагнитную совместимость аппаратуры вагонов с аппаратурой метрополитена. Также для возможности участия в конкурсе на поставку новых вагонов в ГУП «Петербургский метрополитен» вагоны НеВа должны были пройти пожарные испытания ввиду использования алюминия в качестве материала обшивки кузова. Пожарные испытания проводились на территории Санкт-Петербургского филиала ФГБУ ВНИИПО МЧС России, в рамках которых в специальной печи было произведено сжигание фрагментов кузова промежуточного вагона модели 81-558. Первичные испытания подтвердили - алюминиевые сэндвич-панели Metawell соответствуют пожарным нормам и могут быть использованы в качестве обшивочного материала. Нарекание у испытателей вызвала конструкция торцевой двери и торцевых окон, которые не прошли испытания.
29 июня 2012 года Комитет по транспорту объявил конкурс на поставку 9 шестивагонных составов с асинхронным тяговым приводом. Наряду с вагонами проекта НеВа от ООО «Вагонмаш» в борьбу за право поставить новую продукцию в петербургский метрополитен включился Октябрьский электровагоноремонтный завод с вагонами модели 81-780/781 «Ладога». В июле 2012 года оба состава-конкурента были перевезены на заводы-изготовители, согласно требованиям метрополитена. 23 августа 2012 был определен победитель, которым стало ООО «Вагонмаш». Согласно условиям контракта, 9 составов из вагонов модели 81-556/557/558 должны быть поставлены до конца 2014 года. В течение сентября-ноября 2012 года первый состава проекта НеВа проходил существенную доработку, в рамках которой были демонтированы все торцевые стены вагонов с установкой новых, удовлетворяющих требованиям пожарной безопасности. Повторные огневые испытания конструкции торцевой стены с новыми окнами и торцевой дверью показали полное соответствие пожарным нормам, после чего вагоны проекта НеВа получили положительное заключение. Помимо этого в кабину головных вагонов поставили новую поворотную противопожарную дверь вместо сдвижной в бок (по аналогии с купейным железнодорожными вагонами). Люминесцентные световые линии были заменены на светильники на основе светодиодных ламп.
Повторная поставка первого состава из вагонов модели 81-556/557/558 была осуществлена в декабре 2012 года. С января по май 2013 года первый состав обкатывался в непиковое время по Невско-Василеостровской линии, дорабатывался с учетом замечаний Службы подвижного состава ГУП «Петербургский метрополитен». В частности, в апреле 2013 года, из-за встречающихся в обкатках отказов работы дверей, была осуществлена полная замена автоматических дверных створок со сменой привода - пневмоцилиндры фирмы Festo с ременной передачей уступили место привычной цепной передаче с пневмоцилиндрами фирмы Camozzi. Новые дверные створки стали легче. Также существенной переделке подверглась система аварийного выхода на путь через кабину машиниста - раскладной трап старой конструкции не отвечал требованиям метрополитена. По состоянию на июнь 2013 года в городе Пльзень (Чехия) на головном производстве Skoda Transportation велась сборка следующих 3-х составов проекта НеВа.
В связи с закрытием ЗАО «Вагонмаш» и соответственной потерей производственных площадей руководство ООО «Вагонмаш» приняло решение продать долю ЗАО «Вагонмаш» (49%) в пользу ОАО «Кировский Завод». Кировский завод, являющийся одним из старейших машиностроительных предприятий города, обладает большим количеством свободных производственных площадей - для размещения сборочного комплекса ООО «Вагонмаш» был предоставлен Цех №450. 7 июня 2013 года в этот цех поступили первые 3 вагона второго состава. Доставка новых вагонов осуществлялась с помощью автомобильного транспорта. Вагоны второго состава имеют ряд отличий от первого, опытного состава. Головные вагоны получили новый передний бампер-фартук, учитывающий замечания службы Подвижного состава ГУП «Петербургский метрополитен» - бампер на первом составе мог деформироваться при сцеплении головного вагона состава с другими вагонами (например, при сцепе со вспомогательным составом или маневрированием с участием контактно-аккумуляторного электровоза в депо). Также изменения коснулись и крыши новых вагонов - вент.решетки на 1 и 3 боковыми окнами исчезли с бокового перелива крыши. В салонах вагонов исчезли информационные наддверные табло (со 2-го по 5-ый составы, с 6-го вновь стали устанавливать), а потолочные поручни были приспущены для удобства их использования. Со второго состава также были изменена и бортовая нумерация - Шкода предложила нумерацию на 20*** для головных вагонов и 21*** для промежуточных, однако служба Подвижного состава ГУП «Петербургский метрополитен» предложила ввести иную нумерацию, раздельно для каждого типа - номера на 56*** для головных вагонов, 57*** для моторных промежуточных и 58*** для прицепных промежуточных.
10404-10405, 56003-56018
11631-11632, 57003-57018
11623-11624, 58003-58018
2011-2014