Только при Советской власти, благодаря огромным успехам, достигнутым за годы пятилеток в развитии всех областей народного хозяйства, благодаря возросшей индустриальной мощи страны, оказалось возможным приступить вслед за Москвой к проектированию и сооружению метро в Ленинграде.
Первая очередь строительства подземной электрической дороги в Ленинграде охватывает трассу от Автова до Московского вокзала (с последующим ее продолжением до Финляндского вокзала) и включает станции: «Автово», «Кировский завод», «Нарвская», «Балтийская», «Технологический институт», «Пушкинская», «Владимирская» и «Площадь Восстания».
В их архитектуре зодчие и строители стремятся отразить величие эпохи социализма, создать подлинно народные произведения, творчески используя опыт строительства лучшего в мире Московского метро.
Большинство станций Ленинградского метро расположено в районах, связанных с событиями Великой Октябрьской социалистической революции и героической обороны города в годы Великой Отечественной войны. В их архитектуре раскрываются темы революционного прошлого и социалистического Ленинграда наших дней, одного из крупнейших промышленных и культурных центров могучей советской державы.
Особое внимание уделяется стилевому единству архитектуры станций. Наземные павильоны рассматриваются как составная часть городских ансамблей и не должны противоречить окружающей застройке.
В разработке проектов станций принимали участие крупные зодчие и молодые архитекторы. Относительно лучшие проекты выявлялись в результате конкурсов.
Станция первой очереди «Площадь Восстания» (архитекторы И. И. Фомин, Б. Н. Журавлев и В. В. Ганкевич) представляет собой своеобразный «вестибюль» города. Архитектура этой станции отражает тему Октябрьского вооруженного восстания, великой, всемирно-исторической победы, одержанной рабочим классом под руководством Коммунистической партии.
Оформление станции «Владимирская» (архитекторы Г.И.Александров, А.В.Жук и А.И.Прибульский) посвящено советской молодежи.
Далее следует станция «Пушкинская» (архитектор Л. М. Поляков), посвященная гениальному русскому поэту А. С. Пушкину.
Станция «Технологический институт» (архитекторы А. М. Соколов и А. К. Андреев) является важным звеном в застройке проспекта имени И. В. Сталина. Архитектура этой станции посвящена развитию отечественной культуры, выдающимся достижениям русской науки.
Следующая станция — «Балтийская» (архитекторы М. К. Бенуа, А. И. Кубасов и Ф. Ф. Олейник) отразит славное прошлое и героику Краснознаменного Балтийского флота, стоящего на страже морских границ нашей Родины.
В архитектуре станции «Нарвская» (архитекторы А. В. Васильев, Д. С. Гольдгор и С. Б. Сперанский) найдет свое отражение славная история Нарвской заставы, революционная деятельность В. И. Ленина и И. В. Сталина в Петербурге — Петрограде.
Архитектурное оформление станции «Кировский завод» (архитектор А. К- Андреев) посвящается важнейшим этапам истории революционного движения путиловских рабочих, героической борьбе трудящихся Кировского завода в годы Великой Отечественной войны, доблестному труду кировцев в послевоенные годы.
Конечная станция трассы первой очереди — «Автово» (архитекторы Е.А. Левинсон и А.А. Грушке). Архитектура этой станции посвящена обороне Ленинграда от банд Юденича в годы гражданской войны и от гитлеровских захватчиков в период Великой Отечественной войны. Для оформления подземного зала широко используется художественное стекло.
Ленинградские архитекторы отдают все свои силы и творческий опыт делу проектирования и строительства метрополитена в городе Ленина.
Перепечатка и использование данного материала возможно только с письменного согласия автора.
Проект станции "Автово" Ленинградского метро. Архитекторы Е.А. Левинсон и А. А. Грушке
Проект станции "Нарвская" Ленинградского метро. Архитекторы А.В. Васильев, Д.С. Гольдгор и С.Б. Сперанский