Ленинградская панорама №5 за 1984 год.
В. Н. БЕРЕСЛАВСКИЙ
МЕТРО В ВЕСЕЛЫЙ ПОСЕЛОК
Станции Правобережной линии
Привычка, справедливо замечено, - вторая натура. Все мы, горожане, привыкли к метрополитену, и ничто, кажется, здесь нас не может удивить. Автоматический кассир, только бросишь в щелочку двугривенный, тут же выдает тебе четыре пятака. На ходу один из них нацелишь в приемник турникета. Что-то еле слышно щелкнет внутри, мигнет зеленым глазом окошечко-табло, словно приветствуя еще одного пассажира метро.
Ежедневно ленинградская подземка, общая протяженность которой уже больше 72 километров, перевозит 2,2 миллиона горожан и наших гостей. Голубые экспрессы в считанные минуты домчат нас от дома на работу, от новостроек до центра, если нужно, доставят на вокзалы, пересадочные платформы пригородных железнодорожных станций. . .
Мы привыкли, что все автоматизировано и удобно в этом подземном царстве, где властвует скорость, по секундам расписан бег поездов, безостановочно движутся трудяги-эскалаторы. Мы привыкли встречать здесь комфорт, красоту непохожих друг на друга интерьеров станций и наземных вестибюлей. Наше убеждение, что метро безотказно и работает, как самые точные часы, постоянно подтверждается. Это очень удобно в наш век, спешащий опередить время. Наконец мы привыкли и к тому, что и само метро тоже спешит протянуть свои линии в районы новостроек, как бы стремясь приобщить сотни тысяч горожан к самому удобному и надежному виду транспорта.
В последнюю пору появилось и такое правило: что ни год - открывается новая станция, а то и несколько их вступают в строй действующих. Вы, уважаемый читатель, наверное, знаете, что традиция будет продолжена - в 1984 году метрополитен достигнет Рыбацкого, а в будущем - откроется движение по первому участку Правобережной линии общей длиной в 6,8 километра.
Если на станции <Рыбацкое> работы вступают в завершающую фазу (об этом будет рассказано в одном из ближайших выпусков журнала), то формирование четырех подземных залов на пути в Веселый поселок только начинается. Какими будут эти станции? Где разместятся их наземные вестибюли? Каковы особенности ближайших новостроек метрополитена? Об этом мы и хотим рассказать, познакомившись с проектными разработками архитекторов Ленинграда.
Сложные задачи стояли перед создателями метрополитена на площади Александра Невского. Здесь, во-первых, уже действует одноименная станция Невско-Василеостровской линии. Ее следует связать с подземным залом новой, возведя удобный для пассажиров пересадочный узел. Во-вторых, участок для наземного вестибюля располагается буквально на пятачке, образованном в результате сноса жилого дома в Чернорецком переулке, где среди старой застройки, примыкающей к Невскому проспекту и площади Александра Невского, следует устроить по возможности удобные подходы к зданию. В-третьих, перед проектировщиками была поставлена еще и такая задача: будущий вестибюль должен стать впоследствии составной частью солидного по размеру корпуса, замыкающего перспективу площади со стороны моста и фланкирующего устье Невского проспекта симметрично зданию гостиницы <Москва>.
Само по себе здание нового вестибюля проектируется в сочетании с пятиэтажным производственно-бытовым корпусом метрополитена, который предусмотрено расположить вдоль Чернорецкого переулка. Пусковой комплекс будет включать эскалаторный зал и служебно-технические помещения в примыкающем крыле этого корпуса. Наземный метровокзал связывается с остановками городского транспорта проходом между оставляемым в неприкосновенности домом № 177 по Невскому проспекту, построенным в конце XVIII века по проекту И. Е. Старова, и соседним зданием (архитектор Д. С. Гольдгор). К небольшой предвестибюльной территории ведут и тротуары по Чернорецкому переулку.
Круглый в плане эскалаторный зал выявлен в экстерьере облицованными сааремским доломитом пилонами, а также большеразмерными витражами. Перекрытием, имеющим здесь диаметр около 28 метров, будет пространственная радиально-складчатая железобетонная конструкция, которая создает интересную пластику потолка вестибюля. Интерьер отделывается светлым мрамором, полы и цоколи - из полированного карельского гранита. Впоследствии над этим объемом, по высоте занимающим три этажа, разместится актовый зал производственно-бытового корпуса метрополитена. Архитекторы предусмотрели, что именно отсюда, перешагнув Чернорецкий переулок на шестиметровом уровне, будет начинаться одно из самых значительных для этого места в градостроительном отношении здание, замыкающее перспективу площади при съезде с моста Александра Невского.
Станционный зал с учетом геологических условий спроектирован колонного типа. Платформы рассчитаны на прием поездов, состоящих из восьми вагонов. Поэтому общая длина подземного зала значительна- 160 метров. Интерьер станции формируют два ряда объединенных в аркады колонн. Как они, так и расположенные под арками сборные железобетонные конструкции обмуровываются белым мрамором и в какой-то степени имитируют стену древнерусского укрепления, что, кстати, подчеркнуто оформлением решеток светильников. Они выполнены из анодированного алюминия как своеобразные бойницы, сквозь которые мощные ртутные лампы подсвечивают свод центральной части зала.
Путевые стены облицовываются снизу полированным гранитом, а выше - панелями, набранными из штампованных элементов, напоминающих <чешую> русских кольчуг. Их золотистая гамма хорошо сочетается с беломраморным карнизом. Общая тема - победоносная борьба русского народа за независимость Родины - найдет свое завершение в оформлении торца станции, где в специальной нише, отделанной золотистой смальтой, будет установлена бронзовая скульптура Александра Невского (автор - заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР В. Э. Горевой). С противоположной стороны устраивается переходный тоннель для связи с ныне существующей станцией.
Три остальные станции Правобережной линии будут конструктивно однотипными - од-носводчатыми, глубокого заложения. Верхний вестибюль первой из них - <Красногвардейской>- располагается под площадью на пересечении проспектов Красногвардейского и Заневского. Он запроектирован в комплексе с подземными пешеходными переходами, которые образуют по периметру площади общий коридор шириной 6 метров со стенами, облицованными керамической плиткой. Со стороны Невы коридор превращен в аванзал шириной 15 метров. Здесь размещаются встроенные киоски для торговли журналами, книгами, газетами, цветами, аптечными товарами, а также устанавливаются телефоны-автоматы. Из аванзала лестничный спуск ведет в собственно вестибюль - эскалаторный зал, к которому с двух сторон примыкают служебно-технические помещения. Общую колористическую гамму здесь определяет отделка стен мрамором красных тонов и художественно оформленный витраж того же тона над наклонным ходом.
Архитектурное решение
станционного зала посвящено Красной гвардии. Это подчеркнуто применением красного мрамора в отделке путевых и торцевых стен, в строгом рисунке пола, выложенного из гранитных плит серого и красного цветов. Ритму чередующихся квадратов платформы соответствует и развеска люстр. Каждая из них представляет собой кольца семиметрового диаметра, составленные из концентрически изогнутых пластин-экранов, выполненных из анодированного алюминия. В четырех местах в кольца врезаны пятиконечные рельефные звезды из металла. Свет спрятанных мощных ламп направляется вниз, а также подсвечивает свод зала. Торец станции оформляется выполненным из полированного мрамора рельефом, символизирующим непобедимость красногвардейцев.
Наземный вестибюль станции <Ладожская> также располагается в Красногвардейском районе-на формируемой площади у проектируемого сейчас Ладожского вокзала. Территориально он займет место на пересечении Заневского проспекта магистралью, являющейся продолжением проспекта Энергетиков.
Объемно - планировочное решение здешнего вестибюля увязано с проектом всего вокзального комплекса. Метропа-вильон, являясь составной его частью, займет центральное место в вокзале, расположившись между створами пассажирских тоннелей, ведущих на железнодорожные платформы. Из кассово-эскалаторного зала организуется удобная связь с привокзальной площадью, где будут остановки трамваев, троллейбусов и автобусов, и основными коммуникациями железнодорожного сооружения.
Вестибюль явится первой очередью строительства Ладожского вокзала, и, естественно, архитекторам пришлось учесть технологию формирования будущего комплекса. Так, покрытие эскалаторного зала, выполненное из металлических конструкций, впоследствии будет перемещено вверх методом подъема этажей и займет место одного из шести венчающих вокзал фонарей, обеспечивающих естественное освещение внутренних помещений.
Пусковой комплекс включает в себя возведение кассово-эскалаторного зала и расположенных по бокам двухэтажных пристроек для эксплуатационно-технических служб метрополитена. На главном фасаде симметрично выявлены зоны входа и выхода, они перекрыты вынесенными вперед козырьками, на которых разместятся электронные табло времени. Во внешней и внутренней отделке вестибюля предполагается использовать сааремский доломит, полированный темно-серый гранит, стемалит и алюминиевые сплавы. Во входной зоне разместятся монеторазменные автоматы, кассы, в выходной - киоски Союзпечати, аптечный, а также кассы Аэрофлота. И там, и тут будут таксофоны. На территории, примыкающей к метровокзалу, запроектировано место для павильонов розничной торговли, цветочных ларьков, будет обеспечено и озеленение партерных газонов, посадка декоративных кустарников.
Архитектурное оформление подземного зала продиктовано одной из самых героических страниц в истории защиты Ленинграда от фашистских захватчиков - легендарной Дорогой жизни. Эта тема <читается> в облицовке путевых стен и торцов станции голубым уфалейским мрамором, который ассоциируется с водами Ладоги, в двух рядах установленных на платформе торшеров, символизирующих собой путевые столбы.
Торшеры, облицованные белым мрамором, служат источниками света: в них установлены мощные лампы, направляющие лучи на белоснежный свод, сформированный из армоцементных зонтов. Кроме того, торшеры функционально выделяют на платформе боковые посадочные зоны и проходную центральную.
В торце станции предполагается разместить беломраморную стелу, изображающую ладожский торос. К ней вдоль центральной зоны будет вести полоса, выложенная из полированных плит серого гранита со вставками из черного габронорита. Рисунок пола увязывается с ритмом светильников и графическими акцентами путевых стен.
Четвертая станция первого участка Правобережной линии - <Проспект Большевиков> - располагается в Веселом поселке (Невский район) на пересечении магистрали, давшей название этому транспортному сооружению, с улицей Коллонтай. Десятки тысяч новоселов получили в близлежащих кварталах жилье, и проблема быстрой связи с центром города не снимается с повестки дня, хотя наземный транспорт работает здесь с высокой интенсивностью. Потому новоселье подземки ждут там с особым нетерпением.
Наземный вестибюль займет территорию в парковой зоне, поэтому решено запроектировать его наиболее компактным - круглым в плане. Удобные подходы от остановок городского транспорта, от уличных переходов приведут пассажиров к двухэтажному зданию, кассово-эскалаторный зал которого будет заглублен до отметки 3,3 метра. Внешне это типично парковый павильон с характерной пластикой фасадов, характеризующихся наличием лоджии для прохода на первом этаже и кольцевой галереи - на втором. Венчает здание световой фонарь, поднятый над перекрытием, выполненным в виде складчатого железобетонного купола. Служебно-бытовые помещения для персонала располагаются в пределах общего объема сооружения, занимая в основном второй его этаж.
Нарядный вид придаст зданию отделка наружных стен сааремским доломитом светло-серых тонов, хорошо сочетающихся с витражными плоскостями, обрамленными анодированным алюминием. В интерьере предполагается использовать травертин светло-коричневого оттенка. В кассово-эс-калаторном зале, как обычно, займут места различные киоски.
Партия - вдохновляющая и организующая сила нашего общества - такова тема оформления. Как же она решена? Основная смысловая нагрузка в данном случае отводится приему освещения всего пространства. Архитекторы предложили использовать в качестве конструкции, несущей светильники, зонты, применяющиеся в станциях колонного типа. Они как бы нависают с двух сторон над путевыми зонами. Из-за белоснежных карнизов устремлены мощные лучи на верхний свод. Тем самым центральная часть словно возвышается, создавая ощущение воздушности, светлого простора впереди, а боковые зоны формируют пространства динамичного движения.
Облицовка путевых стен шлифованным гранитом красного оттенка, скульптурно оформленная стела в торце зала, завершенная объемной ажурной композицией, символизирующей торжество коммунистических идей - труд, мир, братство народов, также поддерживают общую тему. Вдоль всей платформы к стеле ведет выложенная из чередующихся плит красного и серого гранита дорожка. Кроме чисто смысловой, она выполняет и роль функциональную - ориентирования пассажиров, разделяя зоны для прохода и ожидания поездов.
Таковы основные решения архитектурного оформления четырех новых станций Ленинградского метрополитена. Естественно, что какие-то детали проектировщики еще внесут в процессе дальнейшей работы над их созданием. Так бывает всегда, поскольку творческий процесс не завершается с одобрением проекта, а продолжается и в ходе строительства этих сложных транспортных сооружений. Однако уже сейчас ясно, что авторские коллективы, решая нелегкие задачи, постарались наилучшим образом выявить своеобразие каждой из новых станций, сделать их непохожими, насытить тематической образностью, которая была заложена в самих названиях.
<Площадь Александра Невского>
Наземный вестибюль с производственно-бытовым корпусом метрополитена.
Общий вид и интерьер эскалаторного зала.
Авторы: архитекторы А.С.Гецкин и М.В.Ромашкин-Тимашов, инженер В.Г.Самосудов, при участии К.Г.Леонтьева (институт Ленметрогипротранс).
Подземный вестибюль.
Оформление торца станции.
Авторы: заслуженные архитекторы РСФСР Г.Н.Булдаков и В.Н.Щербин, архитектор А.П.Волкова (мастерская №6 ЛенНИИпроекта).
<Красногвардейская>
Схема эскалаторного зала в комплексе с пешеходными переходами под Заневской площадью.
Авторы: архитекторы В.Г.Чехман и И.С.Сергеева.
Интерьер подземного зала.
Авторы: архитекторы А.С.Гецкин, В.Г.Чехман и В.Г.Хильченко (институт Ленметрогипротранс)
<Ладожская>
Экстерьер метровокзала.
Кассово-эскалоторный зал.
Нижний вестибюль.
Авторы: архитекторы В.Н.Есиновский, инженер-конструктор Г.Ф.Прошина, при участии архитекторов Л.А.Филипповой, С.Н.Кривоносова и инженера Ю.А.Рыжова
<Проспект Большевиков>
Общий вид метропавильона.
Авторы: архитекторы В.Г.Хильченко и К.Г.Леонтьева, инженер Т.Б.Михалькова (институт Ленметрогипротранс).
Оформление станции.
Макет и перспектива.
Авторы: архитекторы Ю.В.Еечко и Р.Ш.Розенталь (мастерская №5 ЛенНИИ проекта).