… Почти каждый год изменяется облик Ленинграда. Много нового принес и год 1955. Более 400 тысяч квадратных метров новой жилой площади получили в этом году ленинградцы, были озеленены многие городские магистрали, к скульптурным монументам прибавился величественный памятник видному деятелю партии и Советского государства М. И. Калинину, установленный по модели скульптора М. Г. Манизера на площади у кинотеатра «Гигант». Но особенно радостным был для ленинградцев 1955 год потому, что в этом году, 15 ноября, состоялось торжественное открытие замечательного сооружения нашего времени — Ленинградского метрополитена имени В. И. Ленина. Совсем немного времени прошло со дня его открытия, но он уже стал такой же неотъемлемой принадлежностью города, как, например, Адмиралтейство или стадион имени С. М. Кирова. И приезжий, составляя план знакомства с Ленинградом, обязательно включит в него рядом с посещением филиала Музея В. И. Ленина, Государственного Эрмитажа, Русского музея также поездку на метро.
Участок первой очереди Ленинградского метрополитена, который вступил в строй, тянется почти на 11 километров, соединяя крупнейший в городе вокзал — Московский — с промышленным Кировским районом. Трасса проходит по густонаселенным частям города, мимо трех вокзалов — Витебского, Варшавского и Балтийского — до юго-западной окраины города — Автова. Едва завершены работы на первом участке, а строительные вышки метростроевцев появились уже во многих новых местах. Строительство первой очереди продолжается, вскоре туннели ее, пройдя под Невой, дойдут до Финляндского вокзала — и все вокзалы города будут соединены подземной магистралью, А впереди — работы по сооружению второй очереди, которая свяжет Московский проспект с Петроградской стороной и стадионом имени С. М. Кирова.
Удобства метро ленинградцы почувствовали очень скоро. Если еще недавно для того, чтобы добраться на трамвае от Московского вокзала до Автова, требовалось около часа, то теперь на метро пассажир совершает этот путь за 15-17 минут. Многоместные поезда, следующие друг за другом с короткими интервалами, забирают сразу по нескольку сот пассажиров, и потому даже в утренние и вечерние «часы пик» в метро не бывает давки.
Восемь станций расположены вдоль ныне действующей трассы. Каждая из них решена по-своему, и все же есть в них тематическое и художественное единство. Все они, облицованные мрамором и гранитом, залитые светом, напоминают подземные дворцы. Их скульптурные украшения рассказывают о великих событиях в жизни нашей Родины, о созидательном труде советского народа. Архитектура всех станций Ленинградского метро создает ощущение приподнятости и праздничности.
Свой путь поезд метро начинает от станции «Площадь Восстания» (архитекторы И. И. Фомин, В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлев). Ее наземный вестибюль расположен на Невском проспекте, против Московского вокзала. При выходе из вокзала сразу обращает на себя внимание светлый павильон с барабаном, окруженным колоннадой, и небольшим шпилем из нержавеющей стали, увенчанным пятиконечной звездой. Зайдя в вестибюль, пассажир попадает в круглый эскалаторный зал, на фоне багряных стен которого эффектно выделяются белые мраморные колонны. Свод потолка кажется здесь необычайно высоким, ибо источник света скрыт за карнизом. Из этого круглого зала эскалаторы доставляют пассажира в подземный зал. Ничто не напоминает здесь о глубоком подземелье. Сверкают украшения, блестит полированный гранит пола и красная мраморная облицовка пилонов. По своду потолка вдоль всего зала протянулись 32 граненых наборных дуги, в которые вмонтированы люминесцентные лампы: они заливают зал ярким и а то же время мягким светом. Художественное оформление станции посвящено событиям Великой Октябрьской социалистической революции. Рельефы, украшающие пилоны подземного зала, отображают важнейшие исторические моменты. На одном из них В. И. Ленин обращается с броневика к народу на площади у Финляндского вокзала; другой изображает Владимира Ильича в подполье, где он скрывался от преследований Временного правительства. Рельефы «Аврора», «Штурм Зимнего» и «В. И. Ленин провозглашает советскую власть на Втором Всероссийском съезде Советов» воскрешают в памяти решающие моменты победоносного Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде.
Проходит всего несколько минут — и подземный экспресс, только что отошедший от станции «Площадь Восстания», плавно останавливается у платформы станции «Владимирская», расположенной между двумя оживленными городскими магистралями — Владимирским и Загородным проспектами. Благородная простота — так можно определить впечатление от этой станции, созданной по проекту архитекторов Г. И. Александрова, А. В. Жука, А. И. Прибульского. Здесь нет рельефов и скульптур, лишь на портале эскалаторного зала переливается яркими красками мозаичное панно «Изобилие», выполненное из смальты в мозаичной мастерской Академии художеств СССР.
Следующая станция — «Пушкинская». Ее наземный вестибюль стоит рядом с Витебским вокзалом, с которого в дни отдыха тысячи ленинградцев отправляются в город, носящий имя великого поэта. Пушкину посвящено и убранство станции (архитекторы подземного зала Л. М. Поляков, В. А. Петров; наземного вестибюля — А. А. Грушке, А. С. Гецкин, В. П. Шувалова). Для украшения здесь использована живопись. Подземный зал завершается большой композицией: скульптурная фигура поэта на фоне пейзажа Царскосельского парка. Скульптор М. К. Аникушин, выполнивший фигуру поэта, и художница М. А. Энгельке — автор живописной части — стремились к тому, чтобы их композиция органически дополняла общее архитектурное решение станции. Интересна цветовая гамма отделки станции, где черный металл сочетается с золотистым отливом бронзы, светлыми тонами мрамора и белыми кафельными плитками.
«Площадь Восстания», «Владимирская», «Пушкинская» — все это станции пилонного типа: своды их подземных залов поддерживаются несколькими массивными пилонами. Иначе решена архитекторами А. М. Соколовым и А. К. Андреевым станция «Технологический институт», расположенная на пересечении Московского проспекта, Загородного проспекта и 1-й Красноармейской улицы. Вместо пилонов здесь стоят легкие стройные колонны, облицованные белым уральским мрамором, и потому подземный зал кажется очень просторным и высоким. В районе, где находится станция, много высших учебных заведений: Технологический институт имени Ленсовета, Инженерно-строительный институт и другие. Неудивительно, что художественное оформление станции тематически связано с развитием русской науки. Над колоннами, в средней части станционного зала укреплены рельефные портреты виднейших ученых, чья деятельность составляет целую эпоху в развитии отечественной и мировой науки.
Наземный вестибюль станции «Технологический институт» вмонтирован в здание Управления Ленинградского метрополитена, полукруглый фасад которого украшен массивной колоннадой на высоком цокольном этаже. В будущем значение этой станции еще больше возрастет: она будет пересадочной, здесь встретятся линии метро первой и второй очереди.
Авторы проекта следующей на трассе станции «Балтийская» — архитекторы М. К. Бенуа, А. И. Кубасов, Ф. Ф. Олейник. Художественное оформление ее посвящено славной истории Краснознаменного Балтийского флота. Между колоннами портика наземного вестибюля, расположенного рядом с Балтийским вокзалом, укреплены рельефные портреты выдающихся русских флотоводцев: Ушакова, Лазарева, Корнилова, Нахимова, Макарова. При подходе к эскалатору на торце портала привлекает внимание рельеф с изображением ордена Красного Знамени, которым награжден Балтийский флот. Колонны подземного зала и его стены облицованы серо-голубым мрамором с прожилками, тон которого напоминает свинцово-серые воды Балтики. Свод потолка, окаймленный двумя зигзагообразными голубыми лентами, заставляет вспомнить вздувшийся парус. На торцовой стене зала — мозаичное панно «Залп «Авроры», выполненное в экспериментальной мастерской Высшего художественного училища имени В. И. Мухиной. На панно изображены революционные моряки Балтики, вместе с рабочими и солдатами идущие на штурм Зимнего. На заднем плане — силуэт крейсера «Аврора».
Миновав Балтийский вокзал, поезд метро вскоре попадает на территорию Кировского района — бывшей Нарвской заставы. Первая станция здесь — «Нарвская» (архитекторы А. В. Васильев, Д. С. Гольдгор, С. Б. Сперанский) — находится на площади Стачек, у Нарвских ворот. Радостный труд советских людей — вот тема убранства этой станции. На верхних углах, облицованных светлым мрамором пилонов, — цементные рельефы, изображающие представителей разных профессии: шахтера, зодчего, колхозника, строителя, ученого, бойца-пограничника. Светлым и праздничным кажется подземный зал, и это ощущение усиливается сверкающими световыми дугами и красным мозаичным фризом, на фоне которого блестят золотые венки из дубовых листьев.
За «Нарвской» подземный путь вскоре подходит к прославленному Кировскому заводу. Находящаяся здесь станция «Кировский завод» спроектирована архитектором А. К. Андреевым. Ее отдельно стоящий наземный павильон прямоугольной формы окружен стройной колоннадой; он архитектурно оформляет пересечение проспекта Стачек с одной из боковых улиц. Над колоннами подземного зала укреплены рельефы, тема которых — мощь социалистической индустрии. Эти рельефы выполнены из анодированного алюминия под серебро. У торцовой стены на высоком постаменте стоит бюст В. И. Ленина.
На станции «Кировский завод» впервые в истории строительства метро колонны смонтированы из чугунных тюбингов. Их облицовка — серый мрамор серебристого оттенка — удачно сочетается с рельефами. Обилие светлых тонов в отделке, мягкий, сильный, рассеянный свет, излучаемый люминесцентными лампами, — все это создает ощущение высоты и легкости.
Последняя станция на трассе — «Автово». Недалеко от этих мест в годы Великой Отечественной войны проходил фронт. Понятно, что убранство станции (архитекторы Е. А. Левинсон, А. А. Грушке) посвящено героизму советских людей, разгромивших врага. На карнизе кассового зала — надпись золотыми буквами: «Слава в веках доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой». Стена круглого подземного зала отдыха украшена рельефной композицией, в центре которой фигуры советских воинов — солдата, матроса, партизана.
«Автово» — единственная из восьми станций первого участка, где нет эскалаторов. Она расположена неглубоко под землей, и пассажиры без труда поднимаются по обыкновенной лестнице.
Плоское перекрытие подземного зала поддерживается сорока шестью высокими колоннами. Из них тридцать — прямоугольные, облицованные желто-белым мрамором, а остальные шестнадцать — круглые, покрытые художественным стеклом. Художественное стекло для отделки станций метро применено здесь впервые.
Наземный вестибюль станции «Автово», представляющий отдельно стоящий небольшой павильон, служит одним из звеньев застройки нового городского района и удачно согласуется с окружением.
Открытие метрополитена было большим праздником для ленинградцев и для всех советских людей. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Климент Ефремович Ворошилов, вручая на торжественном заседании в Таврическом дворце ленинградскому Метрострою орден Ленина, сказал: «... это метро является крупным вкладом в архитектурные, художественные богатства нашего прекрасного города, в нашу социалистическую культуру».
Вся информация взята из книги "Ленинград. Художественные памятники. Очерк". Автор - В. Шварц. Подписано к печати 04.08.1956
Огромное спасибо svyazistу за неоценимую помощь в подготовке материала
Наземный вестибюль станции "Автово"
Центральный зал станции "Автово"
Наземный вестибюль станции "Технологический Институт". Подлинность этой фотографии вызывает сомнение, очень похоже на фотомонтаж и редактирование.
Центральный зал станции "Технологический Институт".
Центральный зал станции "Пушкинская".