К числу важнейших сооружений большого общественного значения относятся и станции Ленинградского метрополитена имени В. И. Ленина. Регулярное движение поездов на первой линии ленинградского метро, имевшей длину 10,5 километра и восемь станций, открылось в ноябре 1955 года. Спустя три года на этой линии были сооружены еще две станции. В результате, удобную и быструю транспортную связь с центром города получили Кировский район и Выборгская сторона; метрополитен соединил друг с другом все пять вокзалов Ленинграда.
В начале 60-х годов вступила в строй вторая линия метро - Московско-Петроградская. Затем подземные экспрессы пришли на Васильевский остров, в Невский район и Купчино. В 1981 году после удлинения Кировско-Выборгской и Невско-Василеостровской линий в Ленинграде стало сорок станций метро, а суммарная протяженность всех трех линий метрополитена приблизилась к 70 километрам. Ежедневно поезда метро перевозят около двух миллионов пассажиров. Но это не предел. Строительство метрополитена не прекращается ни на один день. Метростроевцы прокладывают тоннели, а проектировщики выбирают направление новых подземных трасс, намечают места расположения будущих станций.
Архитектурная композиция станций метро в значительной степени определяется конструктивными решениями, а в особенностях декоративного оформления подземных вокзалов и их наземных вестибюлей нетрудно увидеть проявление тенденций, характерных для того или иного этапа развития советской архитектуры в целом.
Станции первой очереди ленинградского метро отличаются, как правило, богатством декоративной отделки, в которой использованы мотивы ордерной архитектуры эпохи классицизма. В таком духе решена, например, станция <Площадь Восстания>, сооруженная по проекту И. И. Фомина, Б. Н. Журавлева и В. В. Ганкевич. Подземный зал станции разделен на три нефа мощными пилонами, плавно сопрягающимися со сводами перекрытия. Облицовка из красного мрамора, многочисленные металлические детали, лепнина делают станцию нарядной, яркой. В композицию центрального нефа включены произведения изобразительного искусства - бронзовые барельефы, рассказывающие о революционных событиях 1917 года. Их создали ленинградские скульпторы В. Б. Пинчук, А. В. Разумовский, Г. Д. Ястребенецкий и другие. Образцы архитектуры классицизма напоминает наземный вестибюль станции <Площадь Восстания>. Его фасады украшены колоннами, а завершением служит ротонда со шпилем.
Наземный павильон станции метро "Площадь Восстания". 1955
В отделке подземного зала станции <Пушкинская> использованы, согласно проекту Л. М. Полякова и В. А. Петрова, декоративные детали русской архитектуры первой трети XIX века - времени Пушкина. Памятник великому поэту работы скульптора М. К. Аникушина поставлен у торцовой стены среднего нефа станции. Фоном для него служит панно, изображающее один из уголков Царскосельского парка; это панно написано художницей М. А. Энгельке.
Станция метро <Пушкинская>. 1955
Следующая станция первой очереди ленинградского метро <Технологический институт> - колонного типа; перекрытие здесь опирается не на массивные пилоны, а на сравнительно тонкие стальные колонны. Авторы проекта станции - архитекторы А. М. Соколов и А. К. Андреев, - объединив колонны арками, внесли в построение интерьера ощущение свободы и легкости.
По сравнению со станциями первой очереди метро архитектурное решение станций, сооружавшихся в 60-х и 70-х годах, заметно упростилось. Четкость их композиции определяется лаконичной трактовкой форм, не загроможденных второстепенными деталями. Именно такой характер придан станции <Технологический институт> второй очереди (архитекторы А. И. Прибульский, А. Я. Мачерет и В. В. Ганкевич). Подземным переходом ее соединили со станцией, сооруженной ранее, в результате чего на ленинградском метро появился первый пересадочный узел.
На Московско-Петроградской линии были построены станции новой конструкции типа <горизонтальный лифт>. Они не имеют перронов; по сторонам подземного зала расположены двери, автоматически открывающиеся для прохода пассажиров непосредственно в вагоны поезда. Первая такая станция - >Парк Победы> - была создана в 1961 году по проекту архитектора А. К. Андреева и инженера Г. А. Скобенникова. Ее наземный вестибюль, спроектированный архитекторами А. С. Гецкиным и В. П. Шуваловой, представляет собою перекрытый куполом приземистый павильон, соединенный с остекленным киоском. Простотой и рациональностью композиционного решения этот вестибюль заметно отличается от станций первой очереди.
Станция метро <Площадь Мужества>. 1975
Принципиально новые конструктивные приемы были разработаны в ходе проектирования станций северного участка Кировско-Выборгской линии, вступившего в строй в 1974 - 1975 годах. Две станции этого участка - <Площадь Мужества> и <Политехническая> - впервые в практике строительства подземных трасс глубокого заложения были выполнены односводчатыми: каждая из них перекрыта сводом пролетом более 18 метров, переброшенным над обоими путями и платформой, расположенной посередине. Смелая конструкция обусловила и особую выразительность архитектурного решения. Станции, проектировавшиеся под руководством Л. Л. Шретера и С. Б. Сперанского, примечательны не только своими размерами, но и гармоничными пропорциями, цельностью, монолитностью пространства, четкостью ритмического рисунка.