Вагоны типа Е являются самыми старыми единицами подвижного состава, эксплуатируемыми на сегодняшний день в Петербургском метрополитене. Самый первый вагон этого типа был изготовлен в 1959 году - вагон типа Е №3001. От серийных вагонов он отличался отсутствием гофров выше молдинга и водоотливного желобка. Также были отличия и в салоне. Первые серийные вагоны этого типа были выпущены в 1963 году. В Ленинград новые вагоны стали поступать к открытию станции "Дачное" и для замены устаревших к тому времени вагонов типа Г, которые были переданы к пуску первой очереди из столичного метрополитена. В отличие от Москвы, Киева и Тбилиси массового распространения в ленинградском метрополитене вагоны типа Е не получили из-за нестандартного расположения дверных проёмов. - стенка между дверью в кабину машиниста и первой створкой автоматических салонных дверей стала шире.
Поскольку габарит вагонов типа Е достался "по наследству" от предшествующего типа Д, то пришлось пожертвовать маленьким окном на боковине между створкой крайнего дверного проёма и торцом. На момент поставки новых вагонов типа Е в Ленинграде уже были построены 2 станции закрытого типа, где требовалось симметричное расположение дверей вагона независимо от его ориентирования, чему новые вагоны не соответствовали. Силами службы подвижного состава ленинградского метрополитена совместно с конструкторами Мытищинского машиностроительного завода было подготовлено техническое задание для разработки усовершенствованной модели вагонов метро на базе вагонов типа Е, но с симметричным расположением дверных проёмов. Новая модификация получила наименование Ем, которая стала поставляться в Ленинград в 1966 году вместо вагонов типа Е.
Интересным фактом является то, что самый старый вагон типа Е эксплуатировался именно в Петербургском метрополитене - Е №3082. С 2010 года вагоны 3082 и 3084 стали вагонами сопровождения спецсостава с путеизмерителем.
Последний пассажирский рейс вагон типа Е в Петербургском метрополитене совершил в апреле 2014 года.
Часть списанных вагонов типа Е стали основой для создания служебных вагонов и техники: в 2013-м году на базе вагона №3433 был построен новый габаритный вагон, вагон №3083 был переоборудован в механизированный вагон Службы пути для замены стрелочных переводов, вагон №3087 стал грузовым, утратив большую часть крыши.
В 2013-2015 из двух последних вагонов типа Е №3369 и №3427, находившихся в эксплуатации, а также головных вагонов типа Ема был сформирован памятный ретро-состав.
3001-3699, 4700-4824
3082 3083 3084 3112 3186 3192 3225 3226 3227 3228 3349 3356 3368 3369 3370 3371 3425 3426 3427 3428 3430 3431 3433 3506 3507 3508 3510
Кировско-Выборгская линия
1963-1969